Произведения
величайших мастеров прошлого - художников, скульпторов, ювелиров
-практически без учета и достойного присмотра пылятся в запасниках
российских музеев. И это еще полбеды. Пыль можно и мягкой кисточкой
смести, главное, чтобы мыши полотна не погрызли. Ужас состоит в том, что
исторические и культурные ценности расхищаются при попустительстве, а
иногда и прямом участии сотрудников и руководителей государственных
галерей и архивов. Ради сиюминутной выгоды директора музеев разоряют
вверенные им святыни и, в буквальном смысле, устанавливают в древних
стенах «печатный денежный станок» для личного обогащения.
Музейная дикость
Сохранение
достояния республики (кстати, «Достояние республики» - тоже
замечательная «обучающая» кинолента) во многом находится за пределами
компетенции полиции. На сегодняшний день не существует единого
общероссийского каталога предметов, представляющих историческую и
культурную ценность, находящихся в музеях. Практически отсутствуют не
то, что видеоматериалы, но даже фотографии экспонатов в региональных
музеях. Да что там регионы! Даже в печально известном Эрмитаже есть
фотографии лишь 10% раритетов! Если же говорить в целом о России, то из
восьмидесяти миллионов музейных экспонатов хранители удосужились
сфотографировать лишь два миллиона. Причем примерно половина снимков -
черно-белые, сделанные редкими патриотами-искусствоведами в сороковые
годы прошлого века. Описания экспонатов невозможно читать без слез.
Зачастую они состоят всего лишь из ОДНОГО слова -
«портсигар»,«подсвечник», «канделябр», «пудреница». Не написано даже, из
какого материала изготовлена вещь. Трудно было приписать хотя бы
«серебряный» или«бронзовый». Съемка экспонатов в наше время на цифровой
фотоаппарат не требует никаких затрат на пленку, проявку и т. д. Почему
этого не делается, мы рассмотрим немного позднее. Аналогичным образом
остепененные звучными научными титулами хранители описывают и картины
знаменитых художников стоимостью в миллионы долларов. Это не шутка, а
горькая правда. Описание большинства картин великих мастеров содержит
лишь ОДНО слово: «пейзаж», «натюрморт», «портрет». То есть в случае
явного хищения или замены подлинника на подделку невозможно точно
определить принадлежность того или иного предмета к конкретному музею,
если он даже «всплывет» на черном рынке и попадется на глаза
оперативнику.
От
редакции официального блога научного коллектива Центрального музея
древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева: как
уже сообщалось в музейном блоге, одной из наиболее распространенных ныне
коррупционных схем является проводка через сайт госзакупок т.н.
«контрактов» на создание тех или иных сайтов Министерства культуры РФ, в
которых замешаны главы музейных администраций вместе с аффилированными
министерскими чиновниками. Как говорят эксперты, за разработку такого
сайта заказчик обычно платит максимум 5-7 млн рублей. Между тем, Министерство культуры РФ Минкультуры заказывает сайты за 76 млн рублей и порталы за 248 миллионов рублей (!): http://rublev-museum.livejournal.com/246961.html
Когда
же «деньги отмыты», а проплаченного из федерального бюджета сайта как
не было так и нет, то чиновники Министерства культуры РФ вместе со
своими подельниками в руководстве федеральных музеев спешно ищут
«стрелочников», на кого можно было бы «повесить» растрату государственных средств в крупном размере))) Так вышло и в нашем Музее, откуда был в спешке уволен 27.08.2015 г. главный
специалист ФГУП "ГИВЦ Минкультуры РФ" (с 01.07.2009) и одновременно
зав.сектором информатизации Музея имени Андрея Рублева Владимир
Васильевич Чистяков. Тем временем Министерство культуры РФ вновь ищет
разработчика информационного мультимедийного ресурса
культурно-просветительской направленности, начальная (максимальная) цена
госконтракта составляет 19,7 миллиона рублей, как следует из заявки,
размещенной на портале госзакупок…
Придуманный юбилей Рублева
А
бывают и такие происшествия, когда руководство музеев по собственной
инициативе и в погоне за сиюминутной выгодой уничтожает или разоряет
памятники истории и культуры. Речь идет о Центральном музее
древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Три года назад
директор этого исторического ансамбля Спасо-Андроникова монастыря,
входящего в список мирового наследия ЮНЕСКО, Геннадий Попов начал
строительство РЕСТОРАНА прямо в стенах священного места. Для установки
фундамента питейно- увеселительного заведения мигранты из Средней Азии
раскопали древнее монастырское кладбище и выбросили надгробные плиты и
саркофаги XVI–XVIII веков. «Гостям» по большому и по малому счету
плевать с высокого минарета на русскую историю, но почему уважаемый
Геннадий Викторович позволил такое кощунство?
Все
очень просто. Строящимся рестораном владеет фирма его сына - Федора
Рындина. Никакие государственные и общечеловеческие законы для
заботливого отца не писаны. А чтобы «замылить» глаза возмущенной
общественности и задобрить руководство Русской Православной Церкви,
директор со своими верными заместителями Игорем Громовым и Марией Иващук придумали установить надгробный памятник великому русскому
иконописцу, преподобному Андрею Рублеву. Место якобы реального
захоронения Рублева они выбрали условно и опять привлекли к работе
нелегальных мигрантов. Те безропотно вскрыли две могилы: склеп
московской купеческой дочери Марии Яковлевны Андреевой, скончавшейся 12
октября 1889 года и склеп московского купца Сергея Маркова,
упокоившегося с миром в июне 1862 года. Кощунство совершалось прямо на
глазах посетителей музея! И на месте ЧУЖИХ могил возник надгробный
памятник с надписью: «Здесь, на этом месте, у стен колокольни был
погребен Андрей Рублев». И невдомек было строителям, что за подобное
деяние предусмотрена уголовная ответственность по ст. 243 и части 2 ст.
244 УК РФ.
Параллельно с установкой весной 2010 года памятника над
лжемогилой знаменитого иконописца музейщики через некомпетентные СМИ
распространили информацию о том, что 16 июля 2010 года Патриарх Кирилл
посетит Спасо-Андроников монастырь и лично освятит памятный знак «на
месте захоронения Андрея Рублева» в юбилейную 650-ю годовщину со дня его
рождения. Прямо скажем, роль Его Святейшеству уготовили незавидную.
Директор музея - «гражданин соврамши»
Тем
не менее как ни старалась дирекция, Патриарх 16 июля в монастырь не
приехал. Более того, о поруганных чувствах москвичей узнал Президент
Дмитрий Медведев и отменил 28 июля 2010 года свой ранее намеченный визит
в Музей имени Андрея Рублева, хотя в этот день впервые на
государственном уровне отмечалось Крещение Руси. От истории с
придуманным юбилеем преподобного иконописца за версту «веяло»
фальсификацией. Дата рождения Рублева - а это 1360 год – была
приблизительно «подогнана» под год открытия музея для посетителей (1960
г.) специально для ЮНЕСКО. Точного года рождения нет ни в одном
источнике. Историки, краеведы (и не только) знают это хорошо. В то же
время реальные юбилеи: 575 лет со дня смерти и 600 лет со времени
первого летописного упоминания Андрея Рублева ни в 2003, ни в 2005 годах
не отмечались в одноименном музее. Совершенно понятно, что празднество
задумано с одной целью: отвлечь православных от строительства ресторана
фирмой сына директора на священной земле.
Кстати,
для большей важности Геннадий Попов (прежде лично утверждавший в
многочисленных интервью, что точная дата рождения Рублева никому
неизвестна) присовокупил, что в 2010 году еще один юбилей - 650-летие
основания Спасо-Андроникова монастыря. Хотя и тут он, известный
искусствовед, оказался «гражданином соврамши». Монастырь, согласно
научным исследованиям, основан святителем Алексием в 1357 году! Но это
мало интересовало господина Попова. Директор ликовал в душе и праздновал
собственную знаменательную дату - ГОД ОСНОВАНИЯ РЕСТОРАНА. И чтобы быть
справедливым, сообщу: Патриарх все же посетил монастырь 29 августа 2010
года. Но вовсе не для «освящения» липового надгробного постамента
Рублеву или «пикника» по случаю его юбилея. Вот как сказано в
официальном сообщении РПЦ: «29 августа 2010 года, в неделю 14-ю по
Пятидесятнице и день празднования перенесения из Едессы в
Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа
(944), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил
Божественную литургию в Спасо-Андрониковом монастыре».
«С высокой долей вероятности…»
И
чтобы у читателя не возникало никаких сомнений относительно отсутствия
могилы великого иконописца под установленным памятником, обратимся к
древнейшей и к недавней истории. В 1993 году под престолом Спасского
собора монастыря обнаружены неизвестные захоронения, которые пока не
идентифицированы. По предположению эксперта-криминалиста Сергея Никитина
(последователь М. М. Герасимова), два из них с высокой долей
вероятности принадлежат Андрею Рублеву и Даниилу Черному (иконописец,
соратник Рублева). Следует сказать, что Сергей Алексеевич, как
пластический реконструктор по черепу скульптурных исторических образов, -
человек, несомненно, талантливый. Он создал скульптурные портреты семьи
Романовых, московских цариц и великих княгинь, чьи захоронения
находились в Вознесенском монастыре Московского Кремля. Благодаря его
работам мы можем себе представить, как выглядели София Палеолог, Елена
Глинская, Марфа Собакина, Ирина Годунова, Илья Муромец, Нестор Летописец
и ряд других исторических личностей. Однако Сергей Никитин осторожно
сказал, что всего лишь «с высокой долей вероятности», а не на сто
процентов это могут быть Рублев и Черный. И скульптурных образов по
захоронениям, найденным под престолом, реконструктор не создавал. Тем не
менее даже по его словам могила Рублева явно не там, где установлен
памятник. А мы попробуем найти истину вместе, опираясь на дошедшие до
нас исторические документы. Заглянем же вглубь веков…
Моровое поветрие XV века
Андрей
Рублев скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в
Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою
последнюю работу по росписи Спасского собора. Моровое поветрие – это
чума. Страшная заразная болезнь. За семьдесят лет до смерти иконописца в
Европе свирепствовала чума, выкосившая треть населения. Болезнь
«зацепила» и Русь. Правда, благодаря строгим карантинным мерам, принятым
тогдашним правительством и, конечно, баням, у нас погибло гораздо
меньше людей в сравнении с Европой – только одна десятая часть
населения. Среди умерших русичей была и высшая знать: от морового
поветрия погиб великий князь Владимирский Симеон Гордый и два его сына. С
тех пор на Руси установили строжайшие правила по выявлению и
предупреждению эпидемий, как ни странно это сейчас звучит. После первой
«московской эпидемии» всякие известия о «моровом поветрии» вызывало у
властителей страх и решительные меры. Донесения даже о единичных
смертельных случаях, при малейшем подозрении на чуму немедленно
направлялись ЛИЧНО ЦАРЮ, даже если тот находился в военном походе. При
получении известия о «моровом поветрии» местность, где оно появилось,
окружалась цепью застав и засек. Если большие дороги перегораживались
частоколом с крепкими воротами и устанавливался круглосуточный
многочисленный караул, то даже проселочные колеи и малые тропки
перекапывались канавами или заваливались деревьями - засеками. Всюду
неотлучно находились сторожевые посты. Иногда таким манером огораживали
целый уезд. Причем это делалось даже при подозрении на чуму, даже при
наличии слухов о ней! Заставы снимались только при получении «подлинной
ведомости буде моровое поветрие перестанет» - говорит летопись тех
времен. Умерших от чумы на Руси НИКОГДА не хоронили не то что на
территории монастырей, но даже в черте городов и сел. Редкие исключения
были лишь в тех случаях, когда вымирал целый хутор или небольшая
деревенька - тогда трупы зарывались в глубокую общую могилу, а постройки
целиком сжигали. Наши предки прекрасно знали еще и до открытия чумной
палочки как передается болезнь. И, кстати очень опасались укусов больных
крыс. Поэтому похоронить Андрея Рублева (который тогда не был
Преподобным, а просто замечательным иконописцем и прежде всего -
современником) ни под престолом храма, ни на территории монастыря даже в
самом что ни на есть «наглухо заколоченном гробу» и по прямому указанию
настоятеля (если такое и было) никто бы не осмелился под страхом смерти
от заразной болезни или не менее ужасной гибели на дыбе по распоряжению
светских властей. Исходя из достоверных летописных источников,
рассказывающих об эпидемиях морового поветрия на Руси, мы можем с
уверенностью утверждать, что гипотеза уважаемого Сергея Никитина
маловероятна. Великий иконописец вполне мог заразиться чумой в монастыре
от кого-то из многочисленных прихожан, мог даже свои последние дни
жизни провести в глухой келье, куда монахи подавали бы через узкое
оконце в двери хлеб и воду, но не мог упокоиться в земле внутри стен
святыни. Кроме этого, моровое поветрие считалось в те времена
«наказанием Господним» за людские грехи. Если присовокупить эту данность
к вышесказанному, то это уже на 200% говорит о том, что памятник в 2010
году установлен над «лжемогилой» Рублева. Цель у директора была одна -
«крышевание» сыновнего бизнеса. На официальном сайте ресторана «Хлебный
дом» говорится, что он построен специально для приема Патриарха. Хотя я
первый раз слышу об обычае, чтобы для «одноразового» визита Его
Святейшества в каком-либо монастыре сносили древнее захоронение и на его
месте возводили новую харчевню. Несколько раз, по редакционному заданию
освещая поездки предыдущего Главы РПЦ по российским храмам, лично видел
- Патриарх трапезничал в обычной монашеской столовой вместе с братией.
«Хлебный дом» на оскверненном некрополе
Питейное
заведение сына директора назвали «Хлебный дом», хотя на схеме Музея
имени Андрея Рублева под таким именем совершенно другое старинное
здание. А ресторанчик как бы отсутствует. Мираж, да и только! Сами
можете убедиться, посмотрев в правый верхний угол монастырских стен.
Именно там предлагается «традиционная русская кухня», к которой,
оказывается, относятся бизнес-ланчи, корпоративные вечеринки, свадебные
мероприятия и прочее. Над входом в «едальню» висит большая и красивая
икона, а на стенах - картины на евангельские темы. Головная организация
этого ресторана называется «Гранд Интер Гала» - продюсерское агентство,
специализирующееся на крупных проектах в области культуры и искусства.
Их девиз: «Мы храним национальное достояние России». А в перечне услуг
значится: «Организация музыкальных и театральных вечеров в Центральном
Музее Древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева». В
рекламных проспектах семья музейных коммерсантов предлагает насладиться
«удивительными возможностями для проведения различных мероприятий.
Неповторимую атмосферу создает оформление сцены, задником для которой
служат фрески XVIII века, которые прежде хранились в запасниках музея. В
этом зале можно проводить не только концерты и представления, но и
другие мероприятия, включая корпоративные. Рядом располагается кухня…».
Выпил, закусил и поплясал от души. Заодно и на животворящие иконы
Рублева посмотрел, а тут и действующий храм - можно грехи отмолить. Но,
видимо, кто-то так громко отмаливал эти самые грехи, стукаясь об пол,
что грохот этот услышал даже генеральный прокурор Юрий Чайка. В феврале
2013 года Генеральная прокуратура РФ внесла в Министерство культуры
такое представление: «Объекты и земельный участок Центрального музея
древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева неправомерно
используются коммерческой структурой, руководителем которой является сын
директора музея. На территории объекта культурного наследия
федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря» самовольно
возведено здание ресторана. В церкви Архангела Михаила (XVII век)
проводятся бизнес-встречи и конференции».
«Так
что же стало теперь с рестораном в заповедных стенах? Уж письмо-то
Генпрокуратуры не пустая бумажка?» - спросите вы. Но бизнес процветает!
Там устраивают свадебные и корпоративные гулянки, вплоть до выездной
регистрации брака и пугающими иностранных туристов воплями «ГОРЬКО!».
Постскриптум
Тема
хищений произведений искусства и поругания исторических памятников в
России необъятна. Мы будем продолжать рассказывать читателям о наиболее
вопиющих случаях. Уверяю вас, дальше будет еще интересней! Кроме всего
прочего, в следующем материале мы опубликуем список поддельных полотен,
которые выдаются (причем до сих пор) за картины величайших русских
художников …
Фото автора
Владимир Пожарский, журналист (Москва)
Опубликовано в европейском журнале Objective. № 3.Октябрь 2013. С. 122-129.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий