От редакции блога Музея имени Андрея Рублева. См. по данной теме -
В коллекциях Патриарха и Путина обнаружены подделки: http://rublev-museum.livejournal.com/233578.html
«Задурок» (директор Музея Рублева Геннадий Попов и Ко): http://www.expertmus.com/2013/11/blog-post_17.html
Эксперт по Модильяни, которому доверилась директор ГМИИ Ирина Антонова, уличен в мошенничестве: http://www.expertmus.com/2013/01/blog-post_24.html
Администрация Музея Рублева устроила торг в ХРАМЕ: http://rublev-museum.livejournal.com/407511.html
Прокуратура выявила фальшак после реставрации: http://rublev-museum.livejournal.com/223636.html
Гений подделок?
Прежде чем кто-либо узнал о Микеланджело Буонаротти, самыми ценными скульптурами на итальянском художественном рынке эпохи Ренессанса были древнеримские мраморные статуи. В нескольких его биографиях приводятся свидетельства о том, что даже такой великий художник, как Микеланджело, мог быть причастен к умышленному изготовлению подделок, собственноручно изваяв «древнеримский» мрамор.
Это предприятие нисколько не повредило его репутации - напротив, сумев выдать собственное произведение за римскую мраморную статую, он придал дополнительный блеск началу своей сияющей карьеры, поскольку наглядно продемонстрировал, что он, Микеланджело, с его техническими навыками и творческим гением не уступает великим предшественникам.
Первый биограф Микеланджело - знаменитый историк, ученый-гуманист и врач Паоло Джовио - писал, что художник обладал «гениальностью, которая пребывала в разительном контрасте с его характером, столь грубым и неотесанным, что его личная жизнь превратилась в невероятное убожество». Как пишет Джовио, по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, двоюродного брата Лоренцо Великолепного, Микеланджело изваял «Спящего купидона» в 1496 г., когда ему был всего 21 год. Скульптура получилась столь совершенной, что Лоренцо счел ее не хуже античной: «Не будь мрамор таким белым, никто не отличил бы ее от древней. Знаешь что, Микеланджело, попробуй-ка зарыть ее на время в землю, а потом выдать за античную». Возможность подшутить над так называемыми «экспертами» пришлась Буонарроти по душе. Он так ловко обработал свою скульптуру, нисколько не повредив, что, несмотря на полную сохранность, ее вполне можно было принять за произведение античного мастера.
По совету Лоренцо он отправил «Купидона» в Рим некоему Бальдассаре дель Миланезе, который занимался продажей антиков. Получив скульптуру, Бальдассаре сразу же показал ее внучатому племяннику Папы Сикста VI Рафаэле Риарио, кардиналу Сан-Джорджо, заявив, что эта жемчужина древней скульптуры была найдена при перекопке виноградника. Кардинал, азартный коллекционер римских древностей, едва взглянув на скульптуру, тут же выложил двести дукатов. (Пожалуй, кардиналу стоило разбираться в том, что он покупает).
Был ли это розыгрыш, предпринятый с целью показать, что он не уступает в мастерстве древним, или за этим предприятием крылись иные, скорее преступные, намерения, но похоже, что обман Микеланджело не разгневал первоначального владельца «Спящего Купидона». Кардинал Риарио стал первым покровителем Микеланджело в Риме и заказал ему еще две работы в 1496 и 1497 гг. Это один из первых примеров реализации вечной темы - успешный обман того, кто считает себя экспертом, далеко не всегда приводит его ярость. Нередко бывает и так, что между автором подделки и экспертом возникает взаимная привязанность.
Вопрос не в том, что Риарио приобрел «Спящего Купидона», полагая, что это - древнеримский мрамор. Но мы не можем до конца быть уверенными, что было главным мотивом в действиях художника. В различных биографиях Микеланджело, написанных в XVI в., вину за то, кто именно затеял обман, возлагают то на него, то на торговца древностями Бальдассарре дель Миланезе.
Хотя соучастие Микеланджело в скандале с фальшивкой может вызвать удивление, «Спящий Купидон» - не единственное произведение, которое он подделал. Далеко не единственное.
Прославленный биограф мастеров Возрождения и сам знаменитый художник, Джорджо Вазари заметил: «Он воспроизводил также рисунки различных старых мастеров так схоже, что можно было ошибиться, ибо дымом и разными другими вещами он подкрашивал их, придавая старый вид, и пачкал так, что они действительно казались старыми и, при сравнении их с подлинными, один от другого отличить было невозможно. И делал он это только для того, чтобы, возвратив воспроизведенные, заполучить подлинные рисунки, которые его восхищали совершенством искусства и которые он пытался превзойти своей работой, чем и приобрел широчайшую известность».
Увы, теперь уже невозможно установить, какие именно рисунки использовались в этом мошенничестве эпохи Ренессанса по схеме «заманить и подменить», однако эта история позволяет в какой-то мере понять, что же было на уме великого художника. Судя по всему, он был великим мастером художественной подделки и не менее великим мошенником на рынке произведений искусства, что и показывает, какая тонкая грань отделяет художественный гений от преступления.
16 ноября 2007 г. современный художник-неудачник Шон Гринхал (родившийся в 1961 г.) был осужден за мошенничество, связанное с производством и сбытом подделок, разнообразие которых не имело себе равных в истории преступлений в сфере искусства. Его родители Олив и Джордж, которым было за 80, также были осуждены за то, что сыграли роль подставных лиц в сложной преступной схеме по реализации фальшивых творений Шона.
За 17 лет работы семейка произвела на свет более 120 поддельных произведений искусства, заработала по меньшей мере 825 тыс. фунтов и одурачила экспертов таких почтенных заведений, как аукционные дома Christie’s и Sotheby’s, а также Британского музея. Скотленд-Ярд не исключает, что более 100 созданных ими фальшивок до сих пор находятся в музеях и частных собраниях и ошибочно значатся по документам как оригиналы.
Большинство мастеров подделок специализируется на создании произведений в стиле одного художника или периода. Гринхал занимался всем - от «древнеегипетских» скульптур до телескопа XVII в., акварелей XIX в. и до известной только по фотографии статуи утки, по другим версиям - гуся, первой половины XX века, автором которой якобы была английский скульптор Барбара Хепуорт (1903-1975). Семейство Гринхалов попалось из-за простой оплошности: пытаясь подделать древний ассирийский рельеф, они неправильно написали клинописью несколько слов.
Ассирийские рельефы, якобы из дворца Сеннахирима в Месопотамии, дали повод для первых подозрений в отношении Гринхала. Специалисты Британского музея, куда «древности» принесли на аутентификацию, нашли орфографические ошибки в клинописи.
Шон Гринхал рос в бедном районе в городе Болтоне, графство Ланкашир, в Соединенном Королевстве. Хотя он не получил систематического художественного образования, его отец Джордж, мастер-чертежник, поощрял его желание стать профессиональным живописцем. После того как несколько галерей отвергли работы Шона, он озлобился на мир искусства, не желавший признавать его таланты живописца.
Дабы дать возможность Шону поквитаться с художественным сообществом, а заодно поправить скудное материально положение семьи, Гринхалы выработали некий хитроумный план. Они стали продавать фальшивки, изготовленные Шоном, по методу «ловушки в провенансе» - данных о происхождении произведении искусства и истории владения им. Семья отыскивала не слишком броский каталог какого-нибудь давнишнего аукциона и находила в нем лот, описанный в невнятных выражениях, например, «античная ваза, возможно, римская». Тогда Шон создавал новое художественное произведение и искусственно старил его, чтобы оно могло соответствовать существующему провенансу в аукционном каталоге. Таким образом, экспертов заманивали в ловушку, и они «открывали» старый провенанс для нового предмета, попавшего к ним в руки.
Наличия аутентичного провенанса и энтузиазма, вызванного заманчивой перспективой совершить открытие взаимосвязей предметов искусства между собой, оказывалось достаточно для того, чтобы убедить экспертов в подлинности фальшивок Шона. Именно это жульничество, а не художественное мастерство Шона, приносило успех преступникам. По собственным словам Шона, свои поделки он просто «мастерил там, на задворках в садовом сарае».
Секрет успеха мошеннического предприятия крылся и в гениальном лицедействе отца Шона, Джорджа, прикованного к инвалидному креслу на колесах. В обличье добродушного, обаятельного инвалида Джордж доставлял фальшивое произведение искусства экспертам и убедительно рассказывал им, что семья владела вещью на протяжении жизни нескольких поколений.
Джордж никогда не высказывал предположений о том, что представляет собой предмет. Вместо этого он подпускал легкий намек на то, откуда этот предмет взялся. Для экспертов это оказывалось ниточкой, которая приводила их, уже почуявших запах крупного открытия, к «истинному» провенансу вещи. Экспертам предоставляли свободу для собственных умозаключений.
Подробности, относящиеся к одной из фальшивок Шона, могут служить примером тех методов, которыми пользовалась семья Гринхалов. Декоративное серебряное блюдо, относящееся к временам римского владычества в Британии, было найдено в окрестностях деревни Рисли-Парк, графство Дербишир, в 1736 г. (по другим данным, в 1729 г.). Пахарь, который нашел блюдо, разломил его на несколько кусков и раздал их своим товарищам в качестве сувениров. С тех пор блюдо из Рисли-Парк ни в каких источниках не упоминалось. В 1991 г. Гринхалы предложили серебряное блюдо Британскому музею. Они купили относительно недорогие римские серебряные монеты и расплавили их в миниатюрном тигле, который хранился у них на кухне над холодильником. Они спаяли блюдо, словно из обломков, и сохранили линии разломов. Готовое изделие выглядело в полном соответствии с описанием, которое оставил Уильям Стакли (антиквар, археолог, а также друг и биограф Исаака Ньютона, одним из первых поведавший миру эпизод с яблоком). Британский музей купил у Гринхалов «римский» артефакт.
Этот «Фавн» радовал поклонников Поля Гогена в Чикаго, пока не был объявлен подделкой в 2007 г.
Статуя принцессы Амарны в 2003 г. была продана музею Болтона в британском графстве Ланкашир за £ 440 тыс. Это одна из самых удачных афер семьи Гринхал
История Шона Гринхала и его семьи - пример того, как мастера подделок стремятся одурачить мир искусства и преуспевают в этом, и всё это в отместку за то, что им отказали в признании художественной ценности их собственных оригинальных творений. Как сказал детектив-констебль Иэн Лоусон из Скотленд-Ярда, «Шон думал, что множество людей ему и подметки не годится». В отличие от других авторов подделок, которые, как правило, наслаждаются известностью после освобождения из заключения, Шон Гринхал отказывался давать интервью и избегал публичности после выхода из тюрьмы в 2011 г.
Для тех, кто чувствует себя отверженными мира искусства, Шон стал своего рода народным героем, который сумел показать, чего он стоит, тому сообществу, которое считает себя элитой и не достойно жалости. Нажива не была главным движущим мотивом для семьи. Несмотря на полученные доходы, Гринхалы продолжали жить в относительной бедности и редко тратили свои преступные доходы. Когда Вернон Рапли, который в то время возглавлял подразделение Скотленд-Ярда по борьбе с преступлениями в сфере искусства и древностей (ныне он глава службы безопасности Музея Виктории и Альберта в Лондоне) спросил, почему они предпочитали скромный образ жизни, имея столько денег в банке, Шон ответил с подкупающей наивностью: «У меня в комоде пять пар совершенно новых носков. Чего еще я могу пожелать?»
Шону удалось продемонстрировать свое мастерство миру искусства. А благодаря своим фокусам с провенансом он показал экспертам, что способен легко провести их со всеми их знаниями и опытом.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2015.
Комментариев нет:
Отправить комментарий