Тропарь празднику Вознесения Господня, глас 4:
Вознеслся
еси во славе, Христе Боже наш, / радость сотворивый учеником /
обетованием Святаго Духа, / извещенным им бывшим благословением,// яко
Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак празднику Вознесения Господня, глас 6:
Еже
о нас исполнив смотрение,/ и яже на земли соединив небесным,/ вознеслся
еси во славе, Христе Боже наш,/ никакоже отлучаяся,/ но пребывая
неотступный,// и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.
Величание празднику Вознесения Господня:
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем Еже на небеса, / с Пречистою Твоею плотию, // Божественное Вознесение.
Задостойник, глас 5:
Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца.
Вознесение Господне.
Из праздничного чина Успенского собора во Владимире.
Прп. Андрей Рублев (1340-е гг.-1428).
Владимир. 1408.
125 х 92.
Государственная Третьяковская галерея. Инв. 14249.
Сохранность святыни посредственная (много утрат верхнего красочного слоя).
От
некогда обширного праздничного цикла кафедрального Успенского собора во
Владимире уцелело лишь пять икон. Это иконы столь разного качества и
столь непохожие по манере письма, что не остается никаких сомнений в их
принадлежности различным мастерам. Как и деисусный чин, праздничный ряд
должен был быть выполнен несколькими мастерами, а не одними Даниилом и
Андреем Рублевым, которые только возглавляли работу. Собственноручно они
писали лишь те иконы, которые считали главными, либо те, которые
приходились им по вкусу, иначе говоря, отвечали их личным склонностям. «Вознесение» является самой качественной иконой и, как есть все основания думать, исполнена самим прп. Андреем Рублевым († 1428).
Среди пяти уцелевших «праздников», безусловно, выделяется «Вознесение» (см. фото)
– произведение по-настоящему высокого мастерства, оцененное И.Э.
Грабарем как «непререкаемо сходное» по живописи с фресками центрального
нефа владимирского Успенского собора. Как полагал И.Э. Грабарь, одна «из
голов, единственная, сохранившаяся почти полностью,- верхнего с правой
стороны апостола – всем своим художественным обликом и смыслом –
безусловная родня рублевских крайних апостолов в сонме ангелов» (Грабарь
И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966. С. 176). Благородство
цветовой полифонии «Вознесения» (хорошо ощущаемой, несмотря на руинированность первоначального красочного слоя), безупречность рисунка, выверенность пропорций, четкость композиционных акцентов позволяют говорить о нем как о единственной праздничной иконе,
в целом «вписывающейся» в современное представление о характере
искусства прп. Андрея Рублева († 1428) и его ближайшего окружения.
Между
тем, по мнению В.Н. Лазарева, икона «Вознесение» восходит к «иконе
Прохора в Благовещенском соборе Московского Кремля» (срв.).
Вознесение Господне.
Из праздничного чина Успенского собора Симонова монастыря.
Игнатий Грек. Преподобный Андрей Рублев (1340 гг.-1428).
Москва.1405.
81 х 63, 5.
Благовещенский cобор Московского Кремля. Инв. 3252 соб/ж-1405.
Икона в худшем состоянии сохранности (серьезные утраты на одеждах, лицах и зданиях, особенно же на некогда золотом фоне).
Напомним,
что на восточной подпружной арке Троицкого собора Троице-Сергиева
монастыря было изображено «Вознесение», а под ним – «Сошествие Святого
Духа» (см. фото).
От редакции научного блога Музея имени Андрея Рублева. См. по данной теме –
Причем
помещение над алтарем композиций «Вознесение» и «Сошествие Святого
Духа» нарушило хронологическую последовательность праздничного цикла. В
данном случае следует обратить особое внимание на акцентированное
местоположение именно этих сюжетов и на их сдвоенность. Помещение
«Вознесения» и «Сошествия Святого Духа» в алтарной части не свойственно
живописной традиции XVII в. Как правило, указанные сцены изображались в
это время на сводах или стенах в западном и северном отделениях храма. В
XIV-XV вв., напротив, им чаще отводились плоскости на востоке в
соответствии с иконографической схемой росписи, издавна бытовавшей в
византийском искусстве. Причем «Вознесение» в уцелевших греко-балканских
памятниках размещено совершенно аналогично троицкому празднику.
Наибольшую близость обнаруживает фреска Бояны (см. фото), а также совместное изображение обоих сюжетов в
Грачанице, св. Никите в Чучере, Старо-Нагоричине, Земене
(Мильковиħ-Пепек П. Делото на зографите Михаило и Еутихиj. Скопjе, 1967. Табл. IX-X).
Вознесение Господне.
Боянская церковь.
XIII в.
Болгария.
Всё это убеждает в том, что место, отведенное в живописи Троицкого собора Троице-Сергиева
монастыря композициям «Вознесение» и «Сошествие Святого Духа», было
выбрано для них прп. Андреем Рублевым († 1428), а не мастерами XVII в.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2015.
Комментариев нет:
Отправить комментарий