Эксперты ставят в пример сообщество Музея имени Андрея Рублёва

Эксперты ставят в пример воцерковлённое сообщество Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://www.facebook.com/groups/Rublev.museum/

#Музей имени Андрея #Рублева. В связи с постоянными вопросами наших друзей и коллег вынуждены пояснить, что всё последнее время из-за министра культуры Владимира Мединского наш Музей постоянно лихорадит, так что все иные «официальные страницы, группы etc.» находятся вне компетенции научного коллектива Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева: https://rublev-museum.livejournal.com/486620.html

Научный коллектив и Профком ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» (РПРиУ) предупреждают о мошенниках в соцсетях, действующих в интересах уголовника М.Б. Миндлина (ст. 159 УК РФ), осужденного за расхищение бюджетных средств и мошенничество в составе организованной преступной группы: http://www.stoletie.ru/obschestvo/v_monastyr_so_svoim_ustavom_463.htm




Уголовник Михаил Миндлин опозорил Музей имени Андрея Рублева!

Как широко освещалось в российской прессе, в организованную преступную группу Григория Пирумова, которую отличала со времени её создания в 2012 г. «сложность разработанного плана преступной деятельности и строгая конспирация», входил … директор ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» Михаил Миндлин, назначенный к нам в Музей Мединским 27 мая 2016 г. сразу после упразднения ГЦСИ и перед его задержанием ФСБ (утечка?) и допросом в «Лефортово».


© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.



Опубликовано 16:30 06/02/2013: http://expertmus.livejournal.com/118462.html

Предупреждение! Яндекс рекламирует мошенников под «шапкой» администрации Музея им. Андрея Рублева: http://expertmus.livejournal.com/173688.html

Генпрокуратура РФ: "объекты и земельный участок ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» неправомерно используются коммерческой структурой, руководителем которой является сын директора музея. На территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря» вопреки ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и охранному обязательству самовольно возведено здание ресторана. В церкви Архангела Михаила (XVII века постройки) проводятся бизнес-встречи и конференции": http://www.genproc.gov.ru/smi/news/news-81205/

Т.н. «официальный сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева», «официальная страница Музея имени Андрея Рублева в Facebook», «официальная открытая группа ФГБУК "Центральный музей древнерусской культуры и искуссства имени Андрея Рублева"», а также т.н. «представительство Музея им. Андрея Рублева» в ЖЖ и ВКонтакте - это тролли и проходимцы (Дмитрий Степанков, Борис Фрадкин, Константин Братчиков, он же «Фома Удальцов», он же «Максим Красиков», «Елена Кузнецова» и др.) из частной компании педераста Федора Рындина (его отец музейный директор-казнокрад Геннадий Викторович Попов), которые НЕ ИМЕЮТ никакого отношения к нашему Музею и не работают в нём!

"Вести. Москва": "Древнерусская культура, православие и прокуратура сегодня неожиданно сплелись в один клубок громкого скандала. Как выяснилось, в Музее имени Андрея Рублева, на территории Андронникова монастыря, работает незаконно возведенный ресторан, а церковное здание приспособили под бизнес-встречи. Бизнесом руководит Федор Рындин, сын директора Музея Геннадия Попова": http://www.vesti.ru/videos/show/vid/487831/#

Остерегайтесь обмана на просторах Интернета!!!


, , , , , , , , , , ,
#rublevmuseum

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

суббота, 22 ноября 2014 г.

Федор – мастер Святой Троицы

Оригинал взят у expertmus в Федор – мастер Святой Троицы


 

Геннадий Яковлевич Мокееев (род. 22 ноября 1932 г.) – выдающийся русский архитектор, историк древнерусского градостроительства, кандидат архитектуры, профессор, действительный член Академии архитектурного наследия, член Президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), член Союза писателей России, Почётный гражданин города Можайска (с 2007 г.), лауреат премии имени Эдуарда Володина в номинации «Архитектура и градостроительство».
Автор многочисленных графических реконструкций древнего архитектурного облика Пскова, Новгорода, Смоленска, Суздаля, Владимира, Можайска и многих других древнерусских городов.

Помимо неустанной борьбы за охрану памятников древнерусского зодчества, Г.Я. Мокеев оказал поддержку многим гонимым русским специалистам, в частности, он взял к себе на работу уволенного отовсюду инженера Николая Иванова. По злой иронии судьбы родная дочь последнего М.Н. Иващук, став замдиректора Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, участвовала в подлой травле известного ученого-архитектора Г.Я. Мокеева, подписывая приказы о его переводе в … инженеры вспомогательных технических служб ЦМиАР: http://expertmus.livejournal.com/17351.html

В Музее имени прп. Андрея Рублева Мокевв с 1993 г. возглавляет отдел древнерусского градостроительства и архитектуры, созданный М.П. Кудрявцевым. В соавторстве с М.П. Кудрявцевым он выпустил знаменитую книгу «Каменная летопись Москвы» (М., Современник, 1985). Их соработничество на ниве спасения православных храмов и монастырей, а также активная жизненная позиция в советские годы вызвали пристальное внимание «органов», и вплоть до 1989 г. Мокеева везде, где бы он не появлялся, преследовал «хвост» в звании майора КГБ …

В 1987 г. под руководством Г.Я. Мокеева был разработан эскиз идеи Генерального плана развития Москвы, Московской области и архитектурно-планировочной организации центральной части города (при участии В. Виноградова и А. Тренина). В конкурсе, объявленном Глав АПУ Москвы, этот проект был отмечен третьей премией, что явилось признанием достоинств представленной работы. В конкурсе приняли участие не только московские, но и ведущие проектные организации страны: Гипрогор, Архпроект, ЦНИИЭП градостроительства, Промстройпроект, Курортпроект.., всего 15 организаций. Особое место в проекте занимала охрана и восстановления памятников Древней Москвы, а также разработка хордовой системы развития Москвы вместо радиально-кольцевой, что стало подлинным открытием Мокеева! Лишь в 2012 г., с приходом нового главного архитектора Москвы,  городские власти взяли на вооружение данную хордовую систему, правда, не воздав должное её первооткрывателю …


На кадрах кинохроники с уникальными съемками Сухаревой башни рядом с Петром Дмитриевичем Барановским запечатлен его ближайший ученик Геннадий Яковлевич Мокеев, который высоко поднимает свой эскизный проект восстановления Казанского собора на Красной площади.  



Фильм рассказывает о великом псковском  зодчем   Кирилле - строителе Троицкого собора и других уникальных псковских храмов. Фильм 2009  г. основан на исследованиях и научных работах академика Академии архитектурного наследия  Геннадия Яковлевича Мокеева , заведующего отделом древнерусской архитектуры и градостроительства Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева: http://expertmus.livejournal.com/94995.html
  

Каждый раз, посещая Псковскую землю, Геннадий Яковлевич Мокеев возлагает цветы на могилу величайшего зодчего Русской земли Кирилла, который после своей смерти был захоронен в храме свт. Кирилла Иерусалимского на Гребле, фундамент которого до сих пор находится на территории Псковского Кремля. В 1959-1961 гг. этот храм раскопал ленинградский археолог Белецкий В. Д., отец археолога С.В. Белецкого (durnowo). Все материалы раскопок, включая выкопанные им мощи зодчего Кирилла, были вывезены в фонды Эрмитажа, где бесследно исчезли…

В нашем музейном блоге опубликованы следующие статьи Геннадия Яковлевича Мокеева, а также подготовленные при его участии –   

Мокеев Г. Я. Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства: http://rublev-museum.livejournal.com/271104.html
 
Мокеев Г.Я. Небесный град Святой Руси: http://rublev-museum.livejournal.com/248221.html  

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его: http://expertmus.livejournal.com/51147.html  

КОМУ НУЖЕН АЖИОТАЖ ВОКРУГ МОГИЛЫ ПРЕП. АНДРЕЯ РУБЛЕВА: http://expertmus.livejournal.com/23166.html  

Разрушение научного центра изучения древнерусской культуры: http://expertmus.livejournal.com/20957.html

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ В.В. ПУТИНУ О РАЗРУШЕНИИ ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ДРEBHEРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ: http://expertmus.livejournal.com/14569.html  

К дню рождения выдающегося русского ученого-архитектора Геннадия Яковлевича Мокеева наш сайт публикует его статью, посвященную псковскому зодчему Федору, мастеру Святой Троицы.


Г.Я. Мокеев
Федор – мастер Святой Троицы

Памяти Игнатия Викентьевича Трофимова -
первого реставратора храмов
Свято-Троицкой Сергиевой лавры

В Псковских летописях под 1413 годом записано: «Приделаша притвор камен к Святеи Троици»;[1] под 1420 годом: «Псковичи, наяша ма­хров Федора и дроужиноу его, побивати церковь Святая Троицы свинцом новыми досками, и не обретоща псковичи такова мастера в Пекове, ни в Новгороде, - кому лити свинчатыи доски. А к немцом слаша в Юрьев, и погании не даша мастера. И приеха мастер с Москвы от Фотея митрополита, и наоучи Федора мастера Святыя Троица, а сам отъеха на Москву. И тако до году побита бысть церковь Святая Троицы, а даша мастером 40 и 4 рубли».[2]
Из приведенных тек­стов явствует, что Федор - зодчий, «мастер Святой Троицы» и был таковым еще до обучения литью свин­цовых досок. А это позволяет отнести к его преды­дущей работе до кровельных покрытий множество каменных пристроек к Троицкому собору 1367 года, показанных, в частности, на известном позднем изоб­ражении храма 1689 года, сделанном перед его раз­боркой.
Так, с южной стороны собора, очевидно с 1413 года, был возведен красивейший двухэтажный камен­ный притвор, известный затем по летописным извес­тиям XV-XVI вв. как «Сени Святой Троицы» (илл.1 http://drevn2005.narod.ru/rekonstrukciaMokeeva.jpg).



Илл. 1. Собор Святой Троицы. Псков. 1367 г. (мастер Кирилл). Южные сени Святой Троицы 1413-1420 гг. (мастер Федор). Графическая реконструкция Г.Я. Мокеева. http://drevn2005.narod.ru/rekonstrukciaMokeeva.jpg

Обращенные фасадом на Вечевую площадь, Сени были важнейшим объектом государственного значе­ния, уникальным зданием именно вечевого Пскова. В них заседала Тайная Господа (Государственный Совет, Светский суд), находились лари, состоявшие в ведении Ларника, с государственными грамотами-договорами, денежной казной, государственной пе­чатью... Сенями собор был неразрывно связан с Вечем, поскольку Вечевая площадь была совмеще­на с площадью Соборной. Каждое народное собра­ние псковичей начиналось с торжественной молит­вы, а проводил се священник, выходивший на гале­рею Сеней.

С северной стороны к собору был пристроен другой, одноэтажный каменный притвор. С востока к обоим притворам Федор-мастер примкнул два новых храма-придела: св. Александра Невского и св. Бори­са и Глеба.
А еще с 1367 года в стенном проеме собора была устроена гробница первого свя­того псковского князя Всеволода-Гавриила, палатка которой оказалась рядом с Сенями.
Так, за 7 лет с 1413 до 1420 года Святая Троица Пскова была понизу обнесена каменными притвора­ми, приделами, палатами. Заканчивая обстройку семипрестольного собора мастер Федор со своей дружиной покрыл его весь свинцом.
Собор еще с 1409 года был распи­сан цветными фресками: «Подписана бысть церковь Святая Троица в Пскове городе. А писал Антонеи инок киевлянин с учеником с Ыгнатьем, а выспод подписывал Марк псковитин».[3] Позднее, в 1466 году, роспись появилась на фасаде Сеней: «Подписан бысть притвор у Святей Троици оу сторонних дверей с переду».[4] Наконец, еще позднее, в 1598 году, «Заложиша псковичи у соборнеи церкви у Живоначальнеи Троици главу покрыти золотом и не возмогша. И как воцарился государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии на своей вотчине на всей Рускои земле, и сведав изнеможение пскович, Живоначальную Троицу покрыл из своей царьскои казны золотом; а стало ему государю 2 300 рублев со всем».[5]
Ни один зодчий древ­ней Руси, кроме Федора, не имел тако­го удивительного прозвища - «мастер Святой Троицы». В продолжение сво­ей жизни Федор, конечно же, построил немало зданий, - порукой чему его заслуженное звание «мастер». Но свое «божественное» прозвище он получил от одного, явно исключительного объекта. Да и прозвище могло возник­нуть по разным причинам-обстоятель­ствам, от случайных до умышленных. Рассмотрим возможные случаи.
- Прозвище могло появиться для отличия двух мастеров друг от друга. В Пскове в начале XV века работал мастер Еремей, - он строил в 1415-1416 гг. вместо деревянного камен­ный второй собор города св. Софии в Довмонтовой стене. А Федор работал рядом в Крому в 1413-1420 гг. на Троицком соборе. Еремей, видимо, еще с конца XIV века строил в Довмонтовой стене несколько храмов, был вообще церковным мастером. Федор же рабо­тал лишь на одном объекте, - отсюда и возможное «однохрамовое» прозвище мастера. Но зодчие име­ли все же свои уважаемые имена, и различать их про­звищами очевидно не требовалось.
- Федор обстраивал псковскую Троицу и прозвище мог получить как указание на место работы. Однако это предположение вызывает полное недо­верие вот почему. Мастер возводил не сам храм, а лишь пристройки к нему. Псковичи из-за «второсте­пенных дополнений» к храму вряд ли могли дать Фе­дору «всеохватывающее» прозвище, - ведь по су­ществу Федор Троицы не возводил. Псковский собор в 1365-1367 гг. строил «церковный мастер» Кирилл. Именно он, а не Федор, заслуживал «божественно­го» прозвища.
- Более того, псковичи, а особенно псковские мастера-каменщики вообще не могли дать Федору «божественно­го» прозвища. Это было бы неправильно и неспра­ведливо по отношению к памяти великого «церковно­го мастера» Кирилла.[6] Ведь еще недавно, в 1374-1376 гг., весь Псков оказал ему величайшую честь: возвести своими руками храм в свое имя - во имя свт. Ки­рила, архиепископа Иерусалимского. В начале XV века храм Кирилла красовался в Довмонтовой сте­не. Это была тогда высшая награда зодчему за воз­рождение рухнувшей в 1362 году псковской Святой Троицы.
Учитывая все сказанное, верным представ­ляется следующее. Федор был уже «мастером Свя­той Троицы» до приезда в Псков в 1413 году.
Ведь его не просто пригласили и допустили к ра­боте на главном соборе города и государства. Он очевидно уже возводил какой-то иной Троицкий со­бор, но в другом, не менее святом месте и не менее значимом по масштабу. Судя по исторической ситу­ации, таким собором в тот момент была каменная Святая Троица Сергиева монастыря под Москвой, по­явившаяся как раз в 1409-1412 гг.
1408 год - дата разорения Московского княжества ханом Едигеем. Его хищная орда рассыпалась по Подмосковью, грабя и сжигая города и села, уго­няя в плен население. В Сергиеве монастыре тата­ры, очевидно, сожгли деревянный соборный храм, по­строенный еще самим Сергием Радонежским с монастырской братией. И вот к 1412 году вместо сгоревшего был возведен новый каменный собор. «В лето 6920 (1412 г.) написася Божественная Лествица: в обители Преподобнаго игумена Сергия... священа бысть церкви месяца сентябриа в 25 день».[7] Новый чудесный храм, очевидно, и «дал» очень престижное, «божественное» прозвище Федору - «мастер Святой Троицы», - как главному строите­лю-зодчему соборного храма Троице-Сергиева мо­настыря. Собор Святой Троицы почитается до сего дня как главная святыня Лавры.
Людская молва закрепила за Федором персональное прозвище. К 1413 году она докатилась до Пскова. Там с 1409 года расписывали Троицкий собор художники-стенописцы. Они, вероятно, обнаружили какие-то трещины в стенах собора (может быть, просто усадочные). Тем не менее, псковское Вече, Тайная Господа, Собор священников призвали к себе из Сергиева монастыря уже состоявшегося «мастера Святой Троицы» - укрепить «шевелящийся» собор, об­новить его протекающие ветхие кровли.
Причиной вызова могло послужить и псковское происхождение «мастера Святой Троицы», что вызывало законную гордость псковичей (они не дали эту работу Еремею). Федор и обстроил псковский собор различными «укрепительными» пристройками со всех четырех сторон (судя по рисунку 1689 г., у юго-за­падного угла храма рядом с палаткой Всеволода имелся мощный контрфорс, свидетельствующий в пользу нашего предположения).
После окончания работ в Пскове в 1420 году Федор снова уехал в Москву, на этот раз перестраи­вать-укреплять собор Андроникова монастыря. Основанием для такого утверждения служат одинако­вые «пирамидальные верха» псковской Троицы и Спас­ского Андроникова собора, в частности, - трехлопастной второй пояс закомар-кокошников, каковых «трехлопастников» нет более ни в каких раннемосковских храмах (Федор как бы привез такой «верх» из Пскова). Очевидно, что для возведения его на Спасо-Андрониковском соборе должна была иметь­ся веская причина, сходная с псковской ситуацией. Вернем­ся для выяснения се снова в Псков.
В 1362 году там «впался» верх - рухнули с гро­хотом ночью своды старого собора Святой Троицы ХП века. Непотревоженными от храма остались только нартекс с четырьмя приделами и тамбур-притвор, - все с пучковыми пилястрами. Восстанавливая-воз­рождая храм «по старой основе» (по фундаментам ХП века) мастер Кирилл, после разборки старых стен храма и возведения стен новых, восстановил по ним и пучковые пилястры. А для крепости верха собора (для погашения горизонтального распора от сводов, переноса части нагрузок с колонн на стены) он уст­роил повышенные подпружные арки и восьмиуголь­ный подиум под барабаном главы, оформленный сна­ружи трехлопастными закомарами. Для лучшего во­достока были сделаны островерхими и все другие закомары-кокошники. Так, в 1367 году появился «пи­рамидальный верх» на псковской Троице.[8]
В Андрониковом монастыре каменный собор вместо деревянного был заложен великим князем Дмитрием Донс­ким и митрополитом Киприаном в 1381 году как памятник славной победы 1380 года на Куликовом поле и как оберег на восточной окраине Москвы у развилки Ко­ломенской и Владимирской дорог. Но строительство храма было завершено не ранее 1382 года (времени страшного разорения Москвы Тохтамышем), видимо, к 1385 году. Кстати, до 1389 года, когда скончался вел.кн. Дмитрий Донской, на Коломенской дороге в Угреше был построен еще один такой же каменный храм-оберег свт. Николая Чудотворца.
Былое существование более раннего, нежели существующий, первона­чального каменного Спасо-Андроникова собора кон­ца XIV века «вычислила» В.Г. Брюсова.[9] О его существовании писал и Г.К. Вагнер на основании анализа найденных при реставрации храма резных камней (каковых не было и нет в уцелевшем «втором» соборе). Причем, по мнению уче­ного, первоначальный храм имел к тому же белокаменную пре­далтарную преграду.[10] Почему же этот тогда еще относи­тельно новый храм мог потребовать вскоре перестройки?
В 1408 году во время разорительного нашествия Едигея сторожевой Андроников монастырь был в пер­вую очередь сожжен подошедшими сюда татарами. Состояние после этого обгорелых сводов собора, оче­видно, внушало опасения. В 1421-1423 гг. возвративший­ся из Пскова Федор и произвел разборку этих сво­дов, затем укрепил собор возведением «пирамидаль­ного верха», подобного верху Троицкого собора Пско­ва (с повышенными подпружными арками, трехло­пастными закомарами). В дополнение Федор укра­сил восьмигранный подиум круглым «воротником» из 10 островерхих кокошников под барабаном главы со­бора, создав тем самым их третий «огненно-символи­ческий» пояс. Таким образом, фундамент и каменные стены собора Спаса могут быть датированы ок. 1385 годом, а своды и верха окончательно 1423 годом.
Каменный собор Святой Троицы в Сергиевом монастыре был возведен к 25 сентября 1412 года при игумене Никоне – ученике преп. Сергия Радонежского. В это время в Москве и близрасположенных городах ра­ботали живописцы Феофан Грек, Игнатий Грек, Даниил Черный, преп. Андрей Рублев... Иноки расписывали Благовещенс­кий собор Кремля в 1393-1394 гг., собор Спаса в Симоновом монастыре в 1404-1405 гг., Успенский собор во Владимире в 1408-1410 гг., Успения на Городке и Саввино-Сторожевский соборы в Звенигороде в 1417-1420 гг. и др.
В 1422-1425 гг., после обретения мощей преп. Сергия Радонежского, Даниил Черный и Андрей Рублев рас­писывали Троицкий собор Троице-Сергиева монасты­ря. Но чуть раньше, к 1412 году, когда Федор-мастер только еще возвел каменный монастырский собор, преп. Андрей Рублев написал для него свою знаменитую храмовую икону «Троица».
В 1426-1428 гг. преп. Андрей Рублев и Даниил Черный расписывали собор Спаса Нерукотворного образа в Спасо-Андрониковом монастыре, перестроенный мастером Федором. Именно в это время по инициативе художников каменная предалтарная преграда первоначального храма 1385 года была разобрана и заменена деревянным иконостасом, расписанным затем преп. Андреем и Даниилом - монахами Андроникова монастыря. По-видимому, это был первый тябловый иконостас в русских храмах. И появился он в Спасском соборе Андроникова монастыря стараниями преп. Андрея Рублева незадолго до преставления святого иконописца 17 октября 1428 г.[11]
Кстати, существует довольно обоснованное мне­ние, что преп. Андрей Рублев был родом из Пскова. Осно­ванием этому служит запись второй Псковской лето­писи под 1484 и 1486 гг. о боярине Андрее Семенови­че Рублеве, участнике новгородского посольства в Литву и Москву, что перекликается с интитуляцией «Андрей Иванов сын Рублев» на иконе «Преображе­ние» (ГТГ), поскольку «принадлежность к определен­ному роду, родовая честь оберегались особенно тща­тельно».[12] Здесь уместно учесть и древнерус­скую традицию давать внукам имена дедов или пра­дедов.
В заключение можно подытожить, что здесь шла речь о трех гениальных русских, а точнее псковских «божественных мастерах Святой Троицы»: зодчих Кирилле, Федоре и художнике Андрее Рублеве.
Найденные в Пскове в 1960 году останки великого зодчего Кирилла в церкви свт. Кирилла на Греб­ле в Довмонтовой стене были выброшены археологами на свалку; прах Федора, персонально упомянутого в Псковских летописях как «мастер Святой Троицы», покоится невесть где; а пока неведомая могила преп. Андрея Рублева находится на месте исчезнувшей еще в XVIII веке колокольни у стены собора Андро­никова монастыря.

Примечания:

1. Псковские летописи / Подг. к печати А.Н. Насонов. Вып. 1. М; Л., 1941. С. 33.
2. Псковские летописи / Подг. к печати А.Н. Насонов. Вып. 2. М., 1955. С. 37.
3. Псковские летописи / Подг. к печати А.Н. Насонов. Вып. 2. М., 1955. С. 282.
4. Псковские летописи / Подг. к печати А.Н. Насонов. Вып. 1. М; Л., 1941. С. 72.
5. Псковские летописи / Подг. к печати А.Н. Насонов. Вып. 1. М; Л., 1941. С. 114.
6. Подробнее см.: Мокеев Г.Я. Кирилл Псковский – величайший зодчий древней Руси // Псковский край. Культура, образование, история. Псков, 2000.
7. Описание рукописей Лаврской Библиотеки. Т. 1. М.,1879. 138, № 156; Жи­тие и подвиги преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия игумена Радонежскаго и всея России чудотворца Сост. Архим. Никон. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904 г. С. 255, прим.. 198.
8. Воронин Н.Н. У истоков русского национального зодчества // Ежегодник Института истории искусств. М., 1952.
9. Брюсова В.Г.вопросы биографии Андрея Рублева // ВИ, 1969. № 1. С. 42.
10. Вагнер Г.К. От символа к реальности. М.,1980. С. 187.
11. Ульянов О.Г. Деисус Андреева письма Рублева из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца) // Макарьевские чтения. Вып. XII. Иерархия в Древней Руси. Можайск-Терра, 2005. С. 196-197.
12. Плугин В.А. Мастер Святой Троицы. М., 2001. С. 407.


© Г.Я. Мокеев, 2005.

Публикуется по изд.: Мокеев Г.Я. Федор – мастер Святой Троицы // Человек верующий в культуре Древней Руси. Материалы международной научной конференции 5 – 6 декабря 2005 года. СПб., 2005. C. 133-137.

Oб авторе: Мокеев Геннадий Яковлевич – Заведующий Отделом древнерусской архитектуры и градостроительства Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Академик Академии архитектурного наследия, Член Союза писателей России. 



© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2012-2014.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Комментариев нет:

Отправить комментарий