Дмитрий Абрамов: Кто перепутал святых на храме Христа Спасителя
"Оппозиционные мэру Москвы силы, состоящие из обиженных им архитекторов и реставраторов, Министерства культуры РФ и управления делами президента России провели пресс-конференцию "Храм Христа Спасителя - от святости к шоу-бизнесу". По их мнению, усилиями Зураба Церетели храм грубо фальсифицирован, а сам Церетели и возглавляемая им Академия художеств на этой фальсификации наживается. В свою очередь академия дала контр-пресс-конференцию.
Академия художеств пришла на пресс-конференцию в составе человек 20 и устроила настоящий бой. Едва Денисов начал, на него набросился вице-президент просвещенной академии Ефим Зверьков с высококультурным воплем: "Вы кто такой!?" (вполне риторическим, поскольку они прекрасно знакомы). "Сами на шесть метров с куполом промахнулись, а теперь святых из себя корчите",- кричала, перебивая Денисова, доктор искусствоведения Анна Рындина. "Ныне в народе уже и не осталось бесовской силы, которая против храма. Только здесь они сидят, так смотрите ж на них, пресса!" - отвлекал собравшихся от неприятных подробностей с ценами на мрамор и бронзу расписывающий храм академик Мухин.
Посередине пресс-конференции в зал вошел священник храма о. Леонид Калинин с подписанным им самим письмом. Письмо излагало телефонограмму патриарха, высказавшегося в том смысле, что патриархии об этой пресс-конференции ничего не известно и никто этих людей ничего о храме говорить не просил. "Я готов хоть сейчас дать вам эксклюзивное интервью,- возопил отец Леонид.- Всем дам! Идемте за мной из этого зала!" "Вот он-то всех святых на дверях и перепутал",- закричал ему вослед Денисов.
Они едва не подрались, и смотреть на это было довольно горько. Можно по-разному относиться к воссозданию храма, но ведь это архитектор, который его построил, скульпторы, которые его украсили, художники, которые его расписывают, и священник, который в нем служит. Как-то у них нескладно получается.
Для справки: проект храма Христа Спасителя, разработанный Константином Тоном при участии архитекторов А. Резанова, И. Свиязева, А. Каминского, предусматривал его высоту более 103 м, ширину - 6805 кв. м, а диаметр золоченого купола - 25,5 м. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м, а диаметр главного купола - 29,8 м.
При нанесении градусной сетки на купол при помощи геодезической аппаратуры было обнаружено, что форма купола представляет собой с одной стороны окружность, с другой … эллипс. Погрешность составляла 1,2 м. По этой причине по ходу работы пришлось вносить корректировки в композицию и рисунок изображения, в противном случае одна рука фигуры была бы больше другой.
В процессе работы возникла другая проблема. Окна барабана под куполом в верхней своей части имеют козырёк, находящийся под кольцом купола, проходящий по всему его периметру, выступающий во внутреннее пространство Храма. Его вынос оказался в 2 раза больше проектного (вместо 60 см - 120 см). Ошибка увеличивала мёртвое пространство, образовавшееся между козырьком и поверхностью купола, что заставило художников переработать эскиз, подняв всю композицию на 1,5 м вверх, в сторону центра.
Главный архитектор проекта воссоздания ХХС Алексей Денисов "схлестнулся" с Зурабом Церетели, которого обвинил в том, что тот издевается над русской святыней, искажает облик воссоздаваемого памятника: «создается впечатление, что Церетели было мучительно скучно копировать архитектора Тона, ему не терпелось отчудить что-нибудь свое. Мрамор он меняет на пластмассу (она уже пожелтела, покрылась трещинами, плесенью, хотя пластмассовые горельефы обошлись стране в 6 миллионов долларов). Историческая гальванопластика заменяется грубым дорогостоящим бронзовым литьем, фигуры из мраморных превратились в бронзовые (что для православия совсем не свойственно)... Но самое удивительное, что Церетели умудрился "перепутать" святых - одни пропали вовсе, зато неожиданно появились другие. Но и это не все! Каждый святой на фасаде "отвечал" за определенную битву 1812 года, и к ним обращали молитвы за героев, павших в том или ином сражении. Теперь этой последовательности нет, что я считаю кощунством и осквернением храма.
Церетели предлагал мне деньги, чтобы я не выступал против его затей. Я, разумеется, отказался. Церетели во всем поддерживает Лужков, который передал генподряд на завершение художественного убранства храма Российской академии художеств, а та эти функции перепоручила фирме "Центр международного дизайна" под руководством Церетели. Реставрацией стали заниматься не специалисты, а художники, которые реставрацию подменили вульгарной имитацией.
Сейчас выясняется, что именно РАХ предоставляла художникам материалы (это была ее функция) в урезанном виде. Видимо, Церетели шел на все, чтобы храм как можно меньше походил на оригинал и превращался в его авторское творение».
В свою очередь, Церетели говорит про Денисова, не стесняясь в выражениях: «в обязанности Денисова входило предоставлять художникам из архива материалы, точные шаблоны, размеры фресок. Но он специально давал ошибочные данные. Два года несчастный художник Мухин рисовал огромный шаблон, ориентируясь на размеры Денисова, а потом выяснилось, что они неверные! На самом деле на храме Христа Спасителя не было никакого мрамора - в Донском монастыре хранится кусок этого материала, который оказался бетоном с добавлением стеклопласта.
К нам специально приставлен эмиссар от церкви Леонид Калинин, который расставляет скульптуры.
Да, были допущены некоторые ошибки с надписями, но они давно исправлены. У нас в академии РАХ для этой цели существует институт истории искусств. Но фокус в том, что именно из-за Денисова эти ошибки и возникали. Что, к примеру, он сотворил с куполом?! Купол Тона и Денисова - две разные вещи. Мы, кстати, легко можем посадить его за воровство! Для оперативной работы в своем кабинете Денисов держал весь архив, а когда пришло время сдавать материалы, он просто спрятал бумаги. Видимо, хочет на них заработать...» (Комсомольская правда от 15-11-1999).
Темная фигура о. Леонида Калинина, который пользуется особым расположением вл. Арсения (Епифанова) после скандала с «отмыванием» огромных сумм при строительстве и украшении храма Христа Спасителя, замешана во многих скандалах вокруг нашего Музея Рублева: http://expertmus.livejournal.com/73067.h
См. также: http://rublev-museum.livejournal.com/254
Бывшая жена директора-«оборотня» из Музея имени Андрея Рублева Геннадия Викторовича Попова Анна Вадимовна Рындина везде и всюду отмазывала своего проворовавшегося и зарвавшегося бывшего, с которым они нередко устраивали семейные мордобои на кухне, что давно стало притчей во языцех среди искусствоведов!
Именно Анна Рындина входила в "комиссию" по разрушению Музея имени Андрея Рублева: http://expertmus.livejournal.com/5811.ht
Кстати, сын Геннадия Попова от его брака с искусствоведом А.В. Рындиной - Фёдор Рындин (см. фото), руководитель некоего ООО ПРОДЮСЕРСКОЕ АГЕНТСТВО «Гранд Интер Гала», уже проворачивает свои делишки под "крышей" нашего Музея, занимая его помещения (см. фото его "мальчиков" в наших музейных помещениях в охраняемом ансамбле Спасо-Андроникова монастыря): http://expertmus.livejournal.com/76418.h
Как пишут наши читатели в своих комментариях к статьям в музейном блоге: «зато сейчас там воруют и правят музеем, компания "Гранд Интер Гала". В которой все не нормальной ориентации. Поставили часовню около музея и повесели табличку с именами людей не нормальной ориентации! Теперь представьте, кому молится ходят люди. Кстати: продажа билетов в музей (гос. учреждение), проводится так же, через "Гранд Интер Гала" где директор Рындин Ф.Г. (сын Попова)» (сохранена орфография и пунктуация первоисточника): http://expertmus.livejournal.com/5811.ht
Публике было представлено объемное досье под названием "От святости - к шоу-бизнесу", собранное бывшим главным архитектором храма Алексеем Денисовым за время, прошедшее после его отставки в 1998 г. Причиной отставки послужили расхождения между Денисовым и Церетели. Денисов полагал, что убранство храма должно восстанавливаться по реставрационной методике, Церетели, переведший заказ на Академию художеств, счел реставрацию ненужной и вместо этого предложил более или менее свободную вариацию на темы убранства храма.
Теперь Денисов попытался не столько взять реванш, сколько сильно стукнуть кулаком после драки. На выставленных в Мраморном зале Дома журналистов планшетах рядом располагались фотографии скульптур храма до разрушения и нынешние. Святые сидели раньше не в тех позах. На вратах в храм они теперь и вовсе перепутаны относительно сопровождающих их надписей. Кроме того, все сделано не в той технике (двери вместо гальванопластики в технике бронзовой отливки, а горельефы из бронзы, а не из мрамора). При этом, по мнению Денисова, цена бронзовой скульптуры (материал, как он выразился, "чуждый духу православия") уже в четыре с половиной раза превысила цену изготовления того же самого из мрамора.
Возможно, чувствуя, что отличия в скульптурах могут не произвести должного впечатления, Денисов запасся дополнительным козырем. Он резко противопоставил воссоздание Храма Христа Спасителя реконструкции Большого Кремлевского дворца, где везде подлинные материалы и те же технологии, которые использовал Константин Тон. На пресс-конференции выступил заместитель управделами президента Олег Степанов, подробно рассказавший, какие технологии и почем были использованы (всего на Большой Кремлевский дворец ушло, по его словам, $ 356 млн). Представители Министерства культуры Виктор Виноградов и Ирина Маркина, эксперты, которых к реставрации дворца подключили, а к храму не допустили (хотя по существующему законодательству должны были) также подчеркнули, что дворец куда лучше, чем храм.
Вырисовывалась достаточно ясная картина - Павел Павлович Бородин, воссоздавший одну работу Тона, куда лучше Юрия Михайловича Лужкова, воссоздавшего другую. Имея в виду, что Бородин является соперником Лужкова на выборах мэра, происходящее следует рассматривать как крайне редкий случай использования различий методик воссоздания утраченных памятников в предвыборных целях. При этом и эксперты Минкульта, и Денисов высказывались в том смысле, что произведения Церетели, искажающие замысел Тона, в конце концов придется демонтировать и заменять точно воссозданными. Так что если Бородина изберут, программа "мэр и храм" получит интересное продолжение.
Но волноваться не стоит. В августе этого года я случайно оказался в Псково-Печерском монастыре на праздник Покрова Богоматери. Там для крестного хода, идущего от одного храма до другого, выкладывают ковер из живых цветов, вплетенных в траву. И такое, знаете, благолепие, храмы, рериховские облака, колокола звенят, послушницы плетут этот ковер. Иду я мимо, стараюсь на цветы не наступить, а они как раз доплетают. И одна другой говорит:
"Ты куда ж, дура чертова, ромашку суешь! Ты ж, гадина, весь узор мне портишь, чтоб у тебя чирий выскочил!" Ну и та ей соответственно отвечает. Так что нет во всем этом скандале ничего необычного...
Опубликовано полностью: "Коммерсантъ", № 205 (1849), 06.11.1999 (Полоса 007), на сайте "Русская линия" 1999: http://www.rusk.ru/Press/Sv/99/11/k2.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий