От редакции. См. по данной теме –
Власти Болгарии изгнали из страны священника РПЦ, представителя патриарха Кирилла (video): http://rublev-museum.livejournal.com/403085.html
Скандал вокруг выдворения из Софии представителя патриарха Кирилла набирает обороты: http://rublev-museum.livejournal.com/403
Болгарские агенты спеслужб «в сущем сане» пришли на помощь «коллегам» в РПЦ: http://rublev-museum.livejournal.com/405
Открытое письмо
Отец Андрей,
Пишет Вам один из так называемых Вами „ультранационалистов” из русского храма-подворья „Св.Николая Мирликийского Чудотворца”. Немногим больше 10 лет тому назад Вы явно не считали меня таковым. Ведь именно мною было организовано проведение двух Ваших лекций на Философским факультете Софийского Университета. Не припоминаете? Сегодня Вы считаете меня „ультранационалистом”, а тогда лично мною посредством фонда „Ассоциация Болгария-Россия” Вы были обеспечены средствами на поездку и пребывание в Болгарии. Вместе с моей супругой мы принимали Вас у себя дома, были приглашены интересные гости-слушатели ваших драгоценных „монологов”. Напомнить? – стараясь Вам угодить, мы угощали Вас искусно приготовленным карпом, так как Вы желали подобающим образом отметить день св. Николая Мирликийского „по нашему” (как Вы выразились тогда) календарю.
В те дни и я, и многие из тех, кого Вы сейчас называете „ультранационалистами” вложили в организацию Вашего посещения время, силы, средства, так как считали Вас видным православным (и, конечно же! – русским!) богословом. И еще, знаете почему? Потому что в те времена, задолго до появления здесь о. Филиппа, в нашем храме преизобиловала любовь и жажда духовного просвещения. Потому, что в то время храм был полон матерей с детьми, был полон и возрождающейся у нас церковной интеллигенции. Потому, что мы были православные христиане, и для нас не было значения русские мы или болгары. Потому, что даже не возникал вопрос о национальной принадлежности кого бы то ни было из нас. Потому, что все знали, что в Церкви „нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе” (Гал. 3:28). Потому, что болгарские священники и миряне в этом храме общались между собой, разговаривали друг с другом! А меньше всего нас интересовала, чья „собственность” этот храм. Знали, что он Божий, что Христов.
Наверное мы заблуждались - сегодня Вы нас осведомляете, что он принадлежит „Российской Федерации”. Мы Вам благодарны за такое „вселенское” понимание , за эту Вашу „компетентную” поправку к пониманию „кафоличности” Церкви (которая, впрочем, согласно православному богословию является таковой повсюду). С сегодняшнего дня будем знать наше место - как впрочем все время своего предстоятельства нам и указывал архим. Филипп. Поищем „болгарский” храм, „собственность” Болгарии - не Того, у Которого в этом мире не было „места, где главу преклонить”. Это Вам говорим мы, „группка ультранационалистов”.
Неужели Вы, отец Андрей, действительно считаете, что единственное, в чем упрекаем архим. Филиппа, что он читал письма к владыке Серафиму Соболеву? Неужели всерьез утверждаете безумие, что именно по этой причине МИД экстрадировала архим. Филиппа? Боюсь, что хорошо знаете, что это не так, но обманываете, о.Андрей.
Ниже приведу лишь малую часть из всего соделанного защищаемым Вами о. Филиппом в некогда цветущем храме.
Все началось с его решения прогнать болгарского дьякона Саву. Тогда 143 прихожан (не слишком ли много „ультранационалистов” о. Андрей, а среди них немало русских!) написали письмо – исключительно смиренное по своему тону (оно у нас есть в архивах: https://docs.google.com/file/d/0B4v8hol
Неделей позже, вероятно, был сделан анализ имен осмелившихся подписать письмо о. Филиппу. Кто-то установил, что большая часть „списка” составляют прихожане, исповедующиеся в основном у о. Николая Нешкова. Настоятель принял радикальное решение - на неопределенное время о. Николай ( к Вашему сведению именно он заботился о Вашем пребывании в Болгарии более 10 лет назад, носил тяжелую сумку, полную отборного болгарского алкоголя в аэропорт) был отправлен в храм, прикрепленный к подворью, на окраине Софии (совсем не настоятелем, а в подвешенной ситуации). Смысл был понятен. Мы должны были пойти за ним и тем самым уйти из храма. Однако мы не сделали этого.
Да, о.Андрей, мы начали реагировать. С помощью „псевдо-прихожан” с юридическими знаниями написали письмо в МИД, в котором сигнализировали, что созданием „казачьей станицы” на территории Болгарии о. Филипп нарушает нашу конституцию.
Тем временем о.Филипп начал „ремонт”. В настоящее время внутреннее пространство храма опоясано тяжелыми лесами (к Вашему сведению, недавно на него повесили плакат с именем дарителя на латинице и размером далеко превосходящего икону Христа в иконостасе). Ставлю слово ремонт в кавычки потому, что прошло более полугода, а кроме установки лесов в храме ничего не делалось. А благодаря этой „конструкции” в него теперь помещаются (на литургии, о.Андрей) не более 30-40 человек. Таким образом была сделана вторая (успешная) попытка выгнать евхаристическую общину „ультранационалистов”.
В разные периоды служения о.Филиппа из храма были выгнаны (или вынуждены уйти – и все по подозрению, что „мятежники”): многолетний регент хора, уставщик храма, большая часть хористов. Вместо бывшего спонтанного братства и сестричества сегодня мы имеем „организованные” братства - „казаки” и „сестричество” (общество преданных настоятелю женщин, снабженных смешными значками, основная задача которых следить и препятствовать проходу прихожан в центральную часть храма. Вообще храм наполнен „братьями и сестрами”, которые определяют „места” и заставляют „уважать”. И, конечно же, есть главная „сестра” – с фотоаппаратом, который она наводит на „ультранационалистов”, с желанием „поймать” их в более – менее компрометирующей позе. Смешно, но лично меня обвинили (на основе такого „компромата”), что стою с закрытым ртом, в то время как другие поют „Отче наш”. Уверяю Вас, о. Андрей, архим.Филипп, которому Вы желаете „повышения”( в качестве „братской” мести к нам) просто-напросто маниакальный властолюбец. Не русский националист, даже не „болгарофоб” – а человек с параноидальной подозрительностью и демонической волей разрушать сообщества. У него есть некая немужская, подчеркнутая, холодная брезгливость к общению со своими пасомыми.
Вы говорите о „травле” о.Филиппа. В Болгарии, о.Андрей, у меня авторитет православного богослова, общественного деятеля и (пожалуй, добавлю) борца против прискорбного раскола в БПЦ, случившегося более 10 лет назад. Но не архим. Филиппу, а мне пришлось читать о себе в разных сайтах статьи и комментарии, вдохновленные архимандритом, что я : а) русофоб, б) последователь Збигнева Бжежинского, по мнению которого после падения коммунизма основным врагом является Православие, в) агент ЦРУ, г) обслуживающий планы – неизвестно почему – Кондолизы Райз о компрометировании Православия и т.д. и т.п. До сих пор я не реагировал на подобный идиотизм, но делюсь этим с Вами, потому что в свое время ценил Ваше трезвомыслие, и потому, что у Вас должны были остаться воспоминания обо мне.
После годового настоятельства о.Филиппа наш храм полупустой. Прихожане разбрелись по храмам, которые, да – не являются „собственностью России” , некоторые потеряли дорогу к храму. Увы, теперь каждый из бывших прихожан знает национальность других (а ранее никто не знал –„кто эллин, а кто иудей”), знает прежде всего благодаря верному слуге настоятеля – о.Зотику, какие у кого политические убеждения, кто с кем дружит вне храма и т.д.
И в конце хочу Вам сказать, что архим. Филипп Васильцев был вынужден покинуть страну не ради всего этого. Вы правы, это не в компетенции государственной власти ( в Болгарии Церковь отделена от государства). А за то, что в своем высокомерии не приложил никаких усилий, для того, чтобы сделать визу и пребывал в нашей стране с итальянской туристической визой. А после этого - совсем без никакой визы.
Я глубоко огорчен написанным Вами. И знаете – Вы потеряли и остроумие и глубину. Говорю Вам уже как коллега. Интегрирование в номенклатуру – даже церковную – очевидно не прощает духу. Да пошлет Вам Господь вразумление. А дотоле: прощайте, о.Андрей.
Проф. Калин Янакиев, прихожанин некогда цветущей общины, которая Вас встречала в Болгарии в 1999 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий