ПОХВАЛА БОГОМАТЕРИ, С АКАФИСТОМ.
Середина XVI века.
Москва.
146 x 112,7 x 3,5.
Поступила в 1934 году из ЦГРМ.
Происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
Раскрыта в 1961–1963 годах в ГРМ И.П. Ярославцевым.
ГРМ. Инв. ДРЖ-1834
Клейма:
Икос 1. «Ангел предстатель…» (Благовещение у кладезя)
Кондак 2. «Видящи святая…» (Благовещение)
Икос 2. «Разум недоразумеваемый…» (Благовещение)
Кондак 3. «Сила Вышняго…» (Благовещение)
Икос 3. «Имущи Богоприятную Дева утробу…» (Встреча Марии и Елисаветы)
Кондак 4. «Бурю внутрь имея…» (Сомнения Иосифа)
Икос 4. «Слышаша пастырие…» (Поклонение пастырей)
Кондак 5. «Боготечную звезду узревше…» (Путешествие волхвов)
Икос 5. «Видеша отроцы халдейстии…» (Поклонение волхвов)
Кондак 6. «Проповедницы богоноснии…» (Возвращение волхвов в Вавилон)
Икос 6. «Возсиявый во Египте…» (Бегство в Египет)
Кондак 7. «Хотящу Симеону…» (Сретение)
Икос 7. «Новую показа тварь…» (Христос и апостолы)
Кондак 8. «Странное рождество видевше…» (Преподобные перед образом Богоматери Воплощение)
Икос 8. «Весь бе в нижних…» (Деисус)
Кондак 9. «Всякое естество ангельское удивися…» (Христос Вседержитель на троне в окружении ангелов)
Икос 9. «Ветия многовещанныя…» (Богоматерь на престоле с предстоящими святителями)
Кондак 10. «Спасти хотя мир…» (Приведение Христа на Голгофу)
Икос 10. «Стена еси девам…» (Богоматерь и девы)
Кондак 11. «Пение всякое побеждается…» (Христос, держащий раскрытое Евангелие, со святителями, ниже – чудотворный колодец и люди, получившие исцеление)
Икос 11. « Светоприемную свещу…» (Богоматерь со свечой над адской бездной с восстающими мертвыми)
Кондак 12. «Благодать дати восхотев…» (Сошествие во ад)
Икос 12. « Поюще Твое Рождество…» (Поклонение иконе Богоматери Одигитрии)
Кондак 13. «О, воспетая Мати…» (Вынос иконы Богоматери Одигитрии)
В статье проф. О.Г. Ульянова «The hesychastic influence of the Holy Mount Athos on the features of the worship of the Holy Trinity in the times of Metropolitan Cyprian» упоминается икона «Похвала Богоматери с Акафистом в клеймах» конца XIV в., хранящаяся ныне в Успенском соборе Московского Кремля: «Огромные размеры иконы свидетельствуют о том, что она предназначалась для значительного по величине храма, каковым мог быть и домовый великокняжеский храм Благовещения, согласно нашей реконструкции. Клеймо со Спасителем (илл.), выделяющееся своими размерами среди остальных, расположено на указанной иконе с левой стороны средника, иллюстрируя 8 икос Акафиста Пресвятой Богородицы «Весь бе в нижних и вышних, никакоже на небе неописанное Слово…». У Спаса «на престоле» как «Подателя благ вечных» опущена десница к молящейся Богоматери, воспеваемой в данном икосе именно как «надеждо благ вечных». Особого внимания заслуживает и другой эпитет Богоматери в 8 икосе как «колеснице пресвятая Сущаго на Серафимех», с которым связано изображение огненных колес вокруг подножия престола в композиции «Спас в силах». Этой особенности, отличающей «Спас в силах» от композиции Maiestas Domini, до сих пор находили объяснение лишь в толкованиях на пророчество Иезекииля, хотя нет никаких подтверждений бытованию подобных толкований на Руси в отмеченное время.
Нужно отметить, что в том же клейме со Спасом «на престоле» сверху на Христа устремлен широкий луч синего цвета, в котором изображен Ветхий Деньми, окруженный золотой славой. В левой руке Ветхого Деньми зажат раскрытый свиток, а десница поднята в благословляющем жесте. Прототипом столь уникального изображения Троицы стала аналогичная композиция на новгородской иконе «Благовещение Устюжское» XII в. (ГТГ,инв. № 25539), где также в небесном сегменте изображен Ветхий Деньми, от десницы которого направлен к Христу Эммануилу в лоне Богоматери синий луч, обозначающий Святого Духа (илл.). Именно эта древняя икона вместе с иконой «Похвала Богоматери с Акафистом» была указана митрополитом Макарием в качестве образца при изображении Саваофа на церковном соборе 1553–1554 гг. по «делу дьяка Висковатого» (Рукописныйтекст: ОР ГИМ. Епарх. № 432/14. Л. 36 об.–37 об.; Розыск о богохульных строках и сомнения святых честных икон дьяка Ивана Михайловича Висковатого // ЧОИДР. Кн. II. М.,1885. С. 13)».
См. также статью «Чтимая икона прп. Серафима Саровского «Всех радостей Радость» на акафисте в Богоявленском соборе»: http://rublev-museum.livejournal.com/108
© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2013.
Комментариев нет:
Отправить комментарий