Оригинал взят у expertmus в Редкий памятник древнерусского искусства
Как уже сообщалось ранее (http://expertmus.livejournal.com/51678.h
Отдавая себе отчет, что выставку не смогли посетить не только многие москвичи, но и большинство россиян, предлагаем вниманию всех ценителей древнерусского искусства статью об одной из уникальных житийных икон, находящихся в частном собрании. Эту статью подготовил наш замечательный реставратор Савва Васильевич Ямщиков (1938-2009), безвременно отошедший ко Господу 19 июля 2009 г. Его вклад в спасение русской культуры, равно как и талант научного исследователя, еще предстоит постигать новым и новым поколениям, для которых и предназначена эта публикация in memoriam.
Редкий памятник древнерусского искусства
Из собрания Н. Воробьева (Москва).
С. Есаян, С. Ямщиков
История коллекционирования иконописи в России знает ряд замечательных имен. Н. Лихачев, И. Остроухов, Н. Кондаков, А. Анисимов, А. Уваров и многие другие были не только выдающимися знатоками и исследователями древнерусской живописи. Они были также страстными собирателями иконописи, и им мы во многом обязаны тем, что являемся обладателями бесценных сокровищ, вошедших в коллекции наших музеев. Венчает этот далеко не полный список имя Павла Корина, который завещал свое великолепное собрание Третьяковской галерее.
Мы наблюдаем поистине всенародный интерес к древнерусской культуре. Коллекционирование иконописи переживаем сейчас второе рождение. Процесс этот, никак не фиксированный, распространяется вширь, и наряду с известными, много лет создававшимися собраниями появляются молодые коллекции, в которых мы подчас находим первоклассные произведения искусства. Этой статьей мы начинаем серено публикаций, которые познакомят наших читателей с рядом первостепенных памятников древнерусского искусства из частных собраний, в большинстве своем раскрытых только в последнее время.
Недавняя находка и раскрытие иконы «Никита Бесоубийца с Деисусом и избранными святыми» - событие исключительное и в то же время законное, если рассматривать его в ряду непрекращающихся на протяжении всего века открытий древнерусской живописи. Выдающиеся художественные качества памятника, оригинальное решение традиционной иконографической схемы, своеобразная живописная манера и целый ряд других специфических черт сразу привлекли внимание специалистов к вновь открытой иконе и поставили ее в число первоклассных творений мастеров Древней Руси.
Перед началом реставрационных работ авторская живопись на иконе «Никита Бесоубийца» была сокрыта под слоями потемневшей олифы, записей и покрытий, относящихся к XVII-XVIII векам. Раскрытие иконы потребовало несколько месяцев кропотливого труда. Особенно сложным оказался процесс снятия тончайших прописей, лежащих непосредственно поверх древних красочных поверхностей. Реставратору удалось максимально сохранить авторскую живопись.
Икона «Никита Бесоубийца с Деисусом и избранными святыми» (82 х 59 х 3 см) написана на цельной дубовой доске, тщательно затесанной. Соединительные планки, обычно применявшиеся старыми мастерами для крепления досок и предотвращения коробления дерева, в данном случае отсутствуют. Но несмотря на это, доска дошла до наших дней в состоянии безукоризненной сохранности. Поверх деревянной основы лежит левкас белого цвета, нанесенный довольно плотным слоем. На грунте сделаны два углубления. Одно отделяет поля иконы от изображения; другое обозначает границы средника, где представлена центральная фигура.
Живописная поверхность иконы разделена на несколько прямоугольных плоскостей. Верхний горизонтальный ряд занимают пять фигур Деисусного чина - Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил. Далее следуют сверху вниз и слева направо изображения Николы, Власия, отшельников Онуфрия и Петра Афонского, Георгия, Ильи Пророка, Зосимы Соловецкого, трех неизвестных мучеников и четырех мучениц. Надписи, указывающие имена представленных святых, сохранились фрагментарно и поэтому некоторых из них мы называем условно (Петр Афонский) или не обозначаем вовсе. Нижний регистр, где помещены фигуры мучеников, почти целиком утрачен, и реставратор оставил здесь вставку XVII века, не мешающую целостному восприятию авторской живописи. В центре иконы написан Никита, избивающий беса. Все прямоугольники отделены друг от друга тонкими линиями, исполненными киноварью.
*
Древних живописных памятников с изображением Никиты Бесоубийцы, созданных на Руси, сохранилось немного. Самые старые из них датируются XVI веком, да и то не первой его половиной. Истоки иконографии сюжета, представленного на публикуемой иконе, следует искать в произведениях древнерусской скульптуры и образцах прикладного искусства. Наибольшей известностью пользуется сцена бесоубийства, помещенная на правом прясле западной стены Дмитровского собора во Владимире. Возможно, что мастера, украшавшие княжескую церковь, позаимствовали некоторые детали композиции с русских змеевиков, дошедших до нас. Прототипом могли служить и неизвестные сегодня памятники византийского искусства. В любом случае тема борьбы Никиты с бесом, проиллюстрированная на стенах Дмитровского собора, получила огромное распространение среди мастеров прикладного искусства. Литые кресты, образки и медные тельники, датируемые XII-XVII веками и украшенные фигуркой Никиты Бесоубийцы, встречаются весьма часто.
Житие Никиты известно лишь по апокрифическим источникам и сказаниям. Сохранились греческие списки XII-XIV веков; первый славянский перевод жития был сделан в XII веке, но имя Никиты пользовалось большой славой на Руси и раньше. Князь Борис, как об этом рассказывает автор «Сказания о Борисе и Глебе» (XI век), перед самой смертью размышляет о высоком подвиге Никиты. Никита, сын императора Максимилиана, согласно легенде, всю жизнь принимал «мучения и страсти» и погиб от руки собственного отца.
Самый же знаменитый эпизод в житии Никиты - история бесоубийства. Измученный очередной пыткой, страстотерпец помещен отцом в темницу. Здесь ему является дьявол, принявший ангельское обличье. Но Никита распознал в ангеле беса, «простреже блаженный руку свою, ять дьявола и поверже под собою и наступи на шею его и задави». Затем святой снимает с ног своих кандалы и начинает избивать ими беса, который признается, что он есть «нарецаемый Вельзевул».
Средник публикуемой нами иконы как раз посвящен моменту борьбы Никиты с бесом, моменту, близкому к победному завершению. Никита изображен одетым в кафтан и развевающийся плащ. Характер одеяния святого говорит о том, что живописцу было известно сказание именно о Никите Бесоубийце, а не история двух других одноименных святых - Никиты Готского и Никиты - малоазийского отрока, которые хотя и не убивали беса, но впоследствии легенда приписала им этот подвиг. (В русских иконах часто изображают Никиту Готского или, как его чаще называют, Никиту-воина, избивающим беса, и облачен святой при этом бывает в воинские доспехи).
«Никита Бесоубийца с Деисусом и избранными святыми» имеет много общего во внешнем решении с изображением Никиты на трехрядной иконе XVI века из Русского музея (б. собрание Н. Лихачева). Та же темница, похожая на сказочную русскую постройку, та же поза Никиты, бьющего беса оковами, те же одежды, та же сила движения, энергичного, полного внутренней динамики. Но в иконе Русского музея чувствуется известная сухость, присмиренность творческого почерка художника, строго следующего требованиям иконописного искусства XVI века. Во вновь открытой иконе, наоборот, все говорит о неповторимом, глубоко индивидуальном толковании классического сюжета. Памятник многими нитями связан с типичными образцами современного ему изобразительного искусства и все-таки до малейших деталей отличается от известных прообразов. Автор публикуемой иконы - верный последователь новгородской школы живописи. Это сказывается и в уверенных линиях рисунка, и в насыщенной палитре, и в принципе построения ликов, и в откровенной, лишенной иносказательного характера системе мышления. Но среди новгородских памятников трудно подыскать прямую аналогию изображению Никиты Бесоубийцы. Художник настолько самобытен, что его произведение не укладывается в строгие рамки определенного художественного направления.
*
В заключение хочется лишь отметить, что время выдающихся открытий еще далеко не кануло в прошлое. Об этом свидетельствует и факт открытия иконы «Никита Бесоубийца с Деисусом и избранными святыми». Находка эта становится в длинную цепь открытий, постоянно обогащающих, а подчас и изменяющих наши слишком быстро стандартизирующиеся представления об искусстве Древней Руси, представления, в которых всегда следовало бы оставлять место для подобных находок.
Библиография.
Н и к и т и н о м у ч е н и е. Из полуустава Торжественника XVI века. В книге Н. Тихонравова. Памятники отреченной русской литературы. Том II. М., 1863.
В. И с т р и н. Апокрифическое мучение Никиты. Одесса, 1899.
И. Ч е т ы р к и н. К вопросу об изображениях великомученика Никиты. Труды X Археологического съезда в Риге. Том III. М., 1900.
Н. Д о б р ы н к и н. Об иконографических формах великомученика Никиты. Там же.
Н. Лихачев. Материалы для русского иконописания. Атлас снимков. Часть I, № 286. СПБ., 1906.
Н. Кондаков. Русская икона. Часть II. Прага, 1933. С. 245.
И. О к у н е в а. Икона св. Никиты, избивающего беса //Seminarium Kondakovianum, VI. Прага, 1935.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий