#Музей имени Андрея #Рублева #Москвастобой Редакции нашего музейного сайта уже не раз приходилось освещать те или иные темы, связанные со старообрядчеством. Разумеется, без всяких иллюзий на их счет, особенно после того, как вскрылись тайные связи новгородского священника-старообрядца o_apankratov с ОПГ уголовника Михаила Миндлина (Наталья Комашко https://expertmus.livejournal.com/208724.html и проч. «шестёрки» мошенника-русофоба): http://www.stoletie.ru/obschestvo/v_monastyr_so_svoim_ustavom_463.htm
Оригинал взят у expertmus в: https://expertmus.livejournal.com/214285.html
Напомним, что старообрядец o_apankratov, который является давним читателем нашего музейного блога, прославился недавно тем, что на Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) 18-20 октября 2011 г. устроил на пару с А.В. Знатновым и рядом «товарищей» разгром и отлучение от своей Церкви (!) сторонников иной пасхалии (А.Ю. Рябцев, Г.А. Стерлигов и иже с ними). Правда, «по идейным соображениям» он, по собственному признанию, «не записывается в друзья» из-за того, что «они», т.е. наша редакция, «что-то плохое периодически пишут о старообрядчестве»: https://expertmus.livejournal.com/85533.html
Видимо, имеется в виду статья «Старообрядцы – спонсоры революции или почитатели Рублева?»: http://rublev-museum.livejournal.com/50358.html
Действительно, на страницах музейного сообщества приходилось уже не раз критиковать позицию старообрядческого духовенства, выступившего, например, при обсуждении Закона № 327-ФЗ против возвращения церковных ценностей! Впрочем, если знать ужасные факты хищения икон старообрядцами путем подмены подлинников на копии, то и не приходится удивляться. Как известно, в старообрядческой среде такое святотатство даже не рассматривалось как девиантность и было достаточно широко распространено: так, купец-федосеевец Иван Стрелков из Лефортово, подкупив кремлевских сторожей, похитил иконы из Успенского собора и церкви Двенадцати апостолов путем подмены подлинников на копии: http://expertmus.livejournal.com/63555.html
Да и в своих комментариях наши читатели как то их не жалуют, считая, что «старообрядцы - враг исконний, внутренний. Претендующий на самое-самое»: http://expertmus.livejournal.com/73559.html?thread=686423#t686423
Старообрядцы и хасиды в союзе против России: https://rublev-museum.livejournal.com/290599.html
Как бы то ни было, справедливости ради нашим уважаемым оппонентам стоило бы отметить, что музейный блог, чуть ли не единственный на просторах Рунета, регулярно размещает информацию о старообрядческом художественном наследии, взять хотя бы анонс о выставке старообрядческих икон в Эстонии: http://rublev-museum.livejournal.com/128078.html
Собственно говоря, это признаёт и o_apankratov, отмечая, что «иногда там встречается небесполезная информация»:-) Однако тут же у него следует сентенция, что «этот "блог экспертов Музея им. Рублёва" - рупор никониан - традиционалистов, гиперсинодалов, вроде недавно "погашенного" "Благодатного огня"»?! Его оценки разделяет и другой старообрядец-сотрудник ИВИ РАН Алексей Муравьев (amypp): «какая-то махровая никонианщина, даже "св.благоверный Иван Грозный" имеется, не говоря уж о Филарете Дроздове»: http://o-apankratov.livejournal.com/137145.html
Правда, по свидетельству Ольги Седаковой, старообрядец Алексей Муравьев (ИВИ РАН), сын католика Владимира Муравьева, участвовал в тайных встречах с Папой Римским Иоанном Павлом II: «За время между нашими письмами я успела побывать в Риме, где ждали и Вас - и Патрик не нашел Вас по телефону. Все было на этот раз устроено аврально, за неделю - и я по случайности (приехав в Москву устраивать пятерых котят) оказалась на месте. Состав был новый, без К. Сигова и С. Хоружего, но с Н. Котрелевым […], Муравьевым-fils и еще одним молодым человеком, не знаю чем знаменитым [Алексей Козырев]. Аверинцев прилетел из Вены. Pontifex Maximus, видно, ждал Вас, потому что спросил молодого человека, не он ли переводил Хайдеггера. И огорчился, услышав, что Вас тут нет. Мне в самом деле, всерьез горько, что Вас не было. Все могло бы быть иначе. […] Я не произнесла ни одного разумного слова. Они же говорили не смущаясь. Что говорили!»: http://gefter.ru/archive/13776
Так что, дорогие друзья, имейте в виду, что
Поводом для настоящей публикации стало празднование 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума (родился 5 декабря 1620 г.), которое впервые отмечается на государственном уровне (указание Президента Российской Федерации от 7.06.2016 г. № Пр-1104, поручение Аппарата Правительства Российской Федерации от 7.07.2016 г. № П44-34082, приказ Министерства культуры РФ № 2412 от 07.11.2016 г.). Решение о 400-летнем юбилее протопопа Аввакума именно в 2020 г. было окончательно утверждено в ходе первого визита Владимира Путина в духовный центр старообрядцев на московском Рогожском кладбище в 2017 г.
Хотя редактор Портал-Credo.Ru Александр Солдатов, который всячески пиарит главу «Всемирного союза староверов» Леонида Севастьянова, пытался отмазать старообрядцев, дескать, «сами старообрядцы не высказывали таких инициатив. Это не в их традиции – праздновать юбилей со дня рождения, они отмечают день смерти как вхождение человека в жизнь вечную. Поэтому этот юбилей, конечно, абсолютно искусственная дата, которая привязана к некоему политическому заказу со стороны властей»: https://expertmus.livejournal.com/213839.html
На самом деле, по данным официального сайта РПСЦ, празднование на государственном уровне 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума целиком и полностью пробивал именно глава РПСЦ митр. Корнилий (Титов), который также выдвинул идею монументально увековечить память о протопопе Аввакуме в местах его пребывания, о чем впервые им было заявлено в 2019 г. на очередном заседании Оргкомитета по празднованию 400-летнего юбилея: https://ruvera.ru/news/abbakum_rubleb_2020
Вследствие этой инициативы руководства РПСЦ прямо на стене северной пристройки к Трапезной палате (1504-1506 гг., с церковью Михаила Архангела, 1691 г., с усыпальницей бояр Лопухиных), которая является объектом культурного наследия федерального значения (!), в нарушение федерального законодательства об охране памятников и охранного обязательства (Приказ Департамента культурного наследия гор. Москвы № 805 от 28.10.2016 г.) была незаконно прибита табличка, названная «мемориальной доской в память протопопа Аввакума»?!
В сём постыдном действе 20 ноября 2020 г. в стенах ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» приняли участие митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов) и заместитель министра культуры РФ Ольга Сергеевна Ярилова в компании (см. фото) с уголовником Михаилом Борисовичем Миндлиным (ст. 159 ч. 4 УК РФ): https://rublev-museum.livejournal.com/486620.html
Недаром сказано в Писании, «делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены» (Ис 44:9). Вот и устроители беззакония, связавшиеся с мошенником М.Б. Миндлиным, увековечили свою историческую безграмотность!
Дело в том, что надпись на их «мемориальной» табличке (см. фото) содержит вопиющие ошибки: «В Спасо-Андрониковом монастыре в подвале трапезной с 14 августа по 15 сентября 1653 г. содержался под стражей известный писатель и выдающийся деятель старообрядчества протопоп Аввакум Петров (1620 -1682). Установлено в 2020 г. В год 400-летия со дня рождения».
На самом деле, как хорошо известно историкам по агиографическим источникам, протопоп Аввакум был доставлен скованный на телеге («ростянули руки») в Андроньев монастырь «...егда ж розсветало, в день недельный», т.е. воскресный (Памятники истории старообрядчества XVII в. [Текст] / [Ред. В. Г. Дружинин]. Кн. 1. Вып. 1. (РИБ. Т. 39). Л.: Акад. наук СССР, 1927. Стб. 16).
Колляция списков разных редакций Жития протопопа Аввакума, им самим написанного (дошло до нашего времени в 4 редакциях), позволяет восстановить всю цепочку драматических событий. Последняя авторская редакция Жития – автограф Аввакума, сохранившийся в составе так называемого Пустозёрского сборника (1674-1675 гг.), принадлежавшего И. Н. Заволоко (ныне храниться в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) АН, Древлехранилище, ОП, оп. 24, № 43).
Заточение в Спасо-Андрониковом монастыре протопоп Аввакум описал во всех редакциях своего Жития, где различаются лишь некоторые детали. Протопоп Аввакум начинает рассказ об Андрониковском заточении следующим образом (цитата из автографа 1673 г. из собрания Дружинина): «Егда ж россветало в день недельный (т.е. в воскресенье – sic!), посадили меня на телегу, и ростянули руки, и везли от патриархова двора до Андроньева монастыря и тут на чепи кинули в темную полатку, ушла в землю, и сидел три дни, ни ел, ни пил; во тьме сидя, кланялся на чепи, не знаю - на восток, не знаю - на запад. Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно».
Для специалиста-историка не составит никакого труда точно установить, что в 1653 г. воскресенье («день недельный») пришлось на 17 августа, а вовсе не на «14 августа», как безграмотно указали в своей «мемориальной» табличке глава РПСЦ митр. Корнилий, замминистра Ольга Ярилова и уголовник Михаил Миндлин:-)
На самом деле протопоп Аввакум был доставлен с Патриаршего двора в Спасо-Андроников монастырь на следующий день поcле престольного праздника обители – Спаса Нерукотворного: https://expertmus.livejournal.com/192101.html
В последний день своего заключения в Спасо-Андрониковом монастыре 14 сентября 1653 г. протопоп Аввакум написал письмо Ивану Неронову, который уже отбывал ссылку в Спасо-Каменном монастыре на Вологодчине. Этот самый ранний из сохранившихся автографов из собрания Синодальной библиотеки (ГИМ, Син. грам. 1096) без начала (см. фото) впервые был опубликован в 1875 г. (Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1 / Под ред. Н. Субботина. М.: Братство святого Петра Митрополита, 1875. С. 20–26). В письме (см. фото) протопоп Аввакум сообщает Неронову о богослужении в «дому твоем в сушиле», во время которого был взят вместе с прихожанами под стражу, о тюремном режиме, о допросах в Патриаршем приказе, о ссылке Даниила Костромского в Астрахань, а Логгина - в Муромские пределы, о поведении Стефана Вонифатьева («всяко ослабел»), о неполадках в доме адресата («сказывают, пьянствуют да бранятся»), из-за чего жена Аввакума «потерпела, да и з двора збрела».
Относительно сроков своего заключения в Спасо-Андрониковом монастыре опальный протопоп Аввакум сообщает, что «… по воздвиженьев день живу… четвертую неделю ношу на шее чепь с стулом. Жалуют пускают к церкве … И оттоль сижу все на чепи, и домашних ко мне никово не припускают» (РИБ. Т. 39. Стб. 18; Никольский В. К. Сибирская ссылка протопопа Аввакума // Ученые записки Института истории (РАНИОН). Т. II. М., 1927. С. 159. № 2).
В этой связи нельзя не упомянуть мнение И.Бусевой-Давыдовой, которая уподобила духовный опыт протопопа Аввакума ни много ни мало опыту … Бенвенуто Челлини: https://rublev-museum.livejournal.com/15030.html
Позднее свое заключение в Спасо-Андрониковом монастыре Аввакум описал в так называемой «Первой» челобитной царю Алексею Михайловичу, написанной весной 1664 г.: «… и посадя на телегу с чепью по улицам, ростяня мои руки, не в одну пору возили. И уш то, государь, так попустил Бог им. И потом во Андроньеве монастыре посадил под полату пустую в землю, и три дни и три нощи на чепи держал без пищи. И о сих всех благодарю, государь, Бога».
В одном из последних своих сочинений «Беседе о кресте к неподобным» (РГБ. Ф. 242. № 61), которое датируется в промежутке от 1677 до 1681 гг. (обнаружено В.И. Малышевым в 1949 г.), протопоп Аввакум также вспоминает своё заключение в Спасо-Андрониковом монастыре: «Никон меня с начала тово бед сих в Ондроньеве монастыре кинул в темную темницу. И три дни окована дерьжал. Не вем, когда день, когда нощь. Взалкал я, бедный, в третий той день, хватить куса хлеба захотел. А се много кричал; обличая ево, собаку, изнемог. Молодые были времена, поесть тово захотелося. Ныне бы за Божиею помощию хотя и три недели, ино бы даром» (ТОДРЛ. Т. 16. М.-Л., 1960. С. 257-269).
После трехдневного запрета на прокорм узника, который столь тяжко «взалкал и кричал», случилось первое «чудо», которое сам протопоп Аввакум описывает как чудесное явление ему «не вем - ангела, не вем - человека»: «… и после вечерни ста предо мною, не вем – ангел, не вем – человек, и по се время не знаю, токмо в потемках молитву сотворил и, взяв меня за плечо, с чепью к лавке привел и посадил, и лошку в руки дал, и хлебца немношко, и штец дал похлебать, - зело прикусны, хороши! - и рекл мне: «полно, довлеет ти ко укреплению!» Да и не стало ево. Двери не отворялись, а ево не стало! Дивно только - человек; а что ж ангел? Ино нечему дивитца - везде ему не загорожено». (РИБ. Т. 39. Стб. 16, 725).
Сами старообрядцы восприняли данный эпизод в Житии протопопа Аввакума как «чудо Господне». Более того, на эту тему была создана целая иконография, которую сохранил утраченный ныне старообрядческий рисованный лубок «Описание лицевое Жития протопопа Аввакума» (см. фото), известный только по черно-белой публикации А.Е. Бурцева, в коллекции которого памятник находился в начале XX в. Как установила Е.И. Иткина, этот оригинальный лист, как и близкий ему по композиции лист, иллюстрирующий «Повесть о боярыне Морозовой», были выполнены в начале XIX в. в мастерской московского художника-старообрядца Николы Васильевича Григорьева.
В центре лубка изображен протопоп Аввакум, а справа и слева помещены клейма его Жития без соблюдения строгой последовательности. В правой части, в третьем сверху ряду, правое клеймо – «Явление Ангела Господня Аввакуму в темнице Андроникова монастыря» (см. фото). ПротопопАввакум изображен закованным в цепь, он стоит на коленях, ангел протягивает ему еду. На данный момент это единственный памятник иконографии, изображающий заточение протопопа Аввакума в Спасо-Андрониковом монастыре.
Как вариации на данную тему можно привести настенный лист «Протопоп Аввакум со сценами жития» (Москва, 2020 г. Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви. Собрание о. Алексея Лопатина. Художники Д. Гусев и М. Шадчнева), а также икону «Священномученик протопоп Аввакум с 16 клеймами жития» (Москва, 2020 г. Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви. Храм святителя Николы у Тверской заставы в Москве. Иконописец Борис Кисельников).
Однако историческая достоверность данного «чуда» вполне обосновано поставлена под сомнение известными научными корифеями, занимающимися многолетними исследованиями истории Спасо-Андроникова монастыря, в частности, в работе «Протопоп Аввакум в узах в Спасо-Андрониковом монастыре: агиографический топос и археологические реалии», которую академик Олег Германович Ульянов https://www.famous-scientists.ru/16136 выпустил в юбилейный год «400-летия со дня рождения протопопа Аввакума»: https://expertmus.livejournal.com/104352.html
По мнению акад. О.Г. Ульянова, «Дни рождения святых в нашей Церкви никогда не отмечались. День рождения святого - это его кончина, в этот день он родился для Царствия Небесного»: http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?id=148750
Стоит напомнить, что в проповеди 24 июня / 7 июля на великий праздник Рождества Честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна особо подчеркивается, что Церковь лишь три раза в год отмечает праздник рождества - Рождество Христово, Рождество Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи!: http://expertmus.livejournal.com/58663.html
Как известно, что в Библии сообщается только о двух празднованиях дня рождения - египетского фараона (XVIII в. до н. э.) и Ирода Антипы (I в. н. э.). И в том, и в другом случае дни рождения этих жестоких правителей были отмечены казнями: во время первого был обезглавлен начальник пекарей фараона, а во время второго - Иоанн Креститель. «На третий день был день рождения фараона, и он устроил пир... Начальника виночерпиев он вернул на прежнее место... А начальника пекарей он повесил» (Быт. 40, 20-22). «Когда праздновался день рождения Ирода, дочь Иродиады танцевала перед всеми, и Ироду так это понравилось, что он поклялся дать ей все, чего бы она ни попросила. Тогда она, наученная своей матерью, сказала: „Дай мне на блюде голову Иоанна Крестителя“. Царь.. . послал обезглавить Иоанна в тюрьме» (Мф. 14, 6-10). «Евреи, жившие позднее, считали празднование дней рождения идолопоклонством, и такой взгляд полностью подтверждался тем, что́ они наблюдали в распространенных обрядах, связанных с этими днями» (The Imperial Bible-Dictionary. Лондон, 1874. Т. 1. С. 225).
С распространением христианства негативное отношение к празднованию дней рождения не изменилось. Сам Спаситель повелел на Тайной Вечери вспоминать не Его рождение, а Его смерть, сказав «сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). «Ориген [христианский писатель III в. н.э.] ... утверждал, что „ни об одном из святых, упоминаемых в Писании, не сказано, что он праздновал свой ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ или устраивал в этот день большой пир. ТОЛЬКО ГРЕШНИКИ (такие как фараон и Ирод) устраивали веселье в день, в который они пришли в этот мир“» (The Catholic Encyclopedia). «Идея праздновать день рождения была в общем чужда христианам» (Neander A. The History of the Christian Religion and Church, During the Three First Centuries. Нью-Йорк, 1848. С. 190).
В наши дни почитаемые всеми духовные наставники резко отрицательно относились к сугубо гражданской практике «юбилеев со дня рождения»: «Монашеский юбилей – это день кончины, а все, что раньше,- это будни монашеской жизни: скорбь, поношение и крест» (из опубликованного письма приснопоминаемого старца Иоанна (Крестьянкина) о. Тихону (Шевкунову): http://expertmus.livejournal.com/58508.html
Зато богоборческие власти широко праздновали юбилеи своих вождей, выпуская, например, такие юбилейные медали, как «в ознаменование 100-летия со ДНЯ РОЖДЕНИЯ Владимира Ильича Ленина» (учреждена указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1969 г.). В сентябре 2011 г. Дмитрий Медведев, будучи президентом РФ, подписал указ «О праздновании 700-летия со ДНЯ РОЖДЕНИЯ преподобного Сергия Радонежского», а оргкомитет РПЦ МП утвердил юбилейную медаль «в честь 700-летия со ДНЯ РОЖДЕНИЯ преподобного Сергия Радонежского»: https://expertmus.livejournal.com/175768.html
Ни в Троице-Сергиевой Лавре, ни в Русской Церкви до 1917 г. никогда не праздновались подобные юбилеи «со ДНЯ РОЖДЕНИЯ преподобного», а лишь столетние годовщины праведной кончины «игумена всея Руси»! Да и в современной исторической науке нет единого мнения о точной дате рождения прп. Сергия Радонежского, более того, большинство профессиональных историков склонны датировать его рождение 1322 г., а вовсе не 1314 г.
Вот и Владимир Путин в 2014 г. подписал Указ № 448 «О праздновании 800-летия со дня рождения князя Александра Невского» в 2021 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 554-р от 30 марта 2015 г. был определен состав Оргкомитета (председатель оргкомитета - министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский). На заседании оргкомитета в ХХС 10.09.2019 г. патриарх Кирилл заявил, что «в нынешнем году исполняется 770 лет с того момента, когда князь Александр стал великим князем Киевским, Владимирским и Новгородским. Известно, что Киев, мать городов русских, пришел после смерти Александра Невского в упадок и в итоге оказался под властью литовских князей. В настоящее время, когда предпринимаются попытки поставить под сомнение единство исторической Руси, деятельность святого князя Александра служит еще одним напоминанием о нашем общем историческом прошлом. Не любят определенные политические круги в иных славянских государствах, не будем их перечислять, вспоминать подвиги святого Александра Невского, его историческую роль по руководству всей Русью и замечательную роль по сохранению Русских земель от иноземных захватчиков»: https://expertmus.livejournal.com/154681.html
На самом деле, как и в случае с патриаршим фэйком про дату рождения прп. Сергия, историкам хорошо известно, что точная дата рождения князя Александра Невского приходится ПОСЛЕ 1219/1220, а ярлык на «Кыев и всю Русьскую землю» кн. Александр Невский получил от хана Батыя, но в Киев он не поехал, а остался княжить в Новгороде, в то время как его брат Андрей стал вел. кн. Владимирским.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество – сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html
Метки: #Музей, #МузейАндреяРублева, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #Православие, #монастырь, #музей_имени_Рублева, Андроников монастырь, Музей имени Андрея Рублева, СМИ о ЦМиАР, досье, иконопись, лекторий, расследование
@ Музей Андрея Рублева
@ Музей Андрея Рублева
Комментариев нет:
Отправить комментарий