"Рабочий класс, как передовой, призванный к переустройству старого общества, в деле сжигания умерших так же будет в числе первых клиентов крематория, и потащит за собой остальных" (Дрожжин И.В., председатель профсоюза коммунальников. Ж."Коммунальное хозяйство", 1927).
"Донской монастырь является пионером в части кремации в СССР. Трупосжигание существовало у таких культурных народов, как римляне, греки, евреи, японцы, но было привилегией богатых и знатных... <...> Лишь в СССР кремация так дешева, что доступна всем...<...> Для полного сжигания человеческого трупа и получения белых, чистых, обезвреженных, легко распадающихся в порошок костей и пепла необходима температура в 860-1100 градусов Цельсия и 75 минут времени. Московский крематорий за рабочий день может совершить 18 сожжений. Какое облегчение для Москвы!..." (Из путеводителя Н.Шебуева "Москва безбожная").
Эта архитектурная химера была, кажется, создана первой и жива до сего дня. В глубокой древности "Молохом" называли одного из сиро-финикийских богов с человеческими телом, руками, ногами, но с бычьей рогатой головой. Бог был самым кровожадным и требовал для себя человеческих жертвоприношений. Так на раскаленные огнем докрасна ручищи медного истукана Иерусалимского Молоха уклонившиеся от Бога идолопоклонники приносили в жертву младенцев, от которых оставались на ладонях сначала обугленные косточки, затем горстка пепла. Оттого-то слово "молох" поныне, конечно, в переносном смысле означает страшную, ненасытную силу, требующую человеческих жертв.
После установления в Москве большевистской власти полутора миллионная новая столица сразу же столкнулась с проблемой захоронений сотен, тысяч умиравших в ней (даже естественной смертью) атеистов. В цивилизованной перенаселенной Европе уже вовсю коптило несколько крематориев. В 1919 году была опубликована статья Троцкого, в которой предлагалось лидерам революции подать пример и завещать свои трупы сжечь.
Так как в новой советской Москве крематорий требовался спешно, его не стали строить внове. Богоборческая власть в лице Наркомпроса и его Архитектурного отдела (А.В. Луначарский, И.В. Жолтовский) пошла мыслью по линии кощунства, предложив еще в феврале 1919 года приспособить под крематорий... один из христианских храмов Москвы. Чуть позднее Москомхоз провел открытый конкурс на проект такого приспособления. Главным условием поставили так изуродовать храм, чтобы он не был виден в крематории.
На Донском кладбище подыскали прекрасную, недавно выстроенную и в 1914 г. освященную каменную церковь во имя только что канонизированных русских святых Серафима Саровского и Анны Кашинской. По проекту победившего в конкурсе Д. Осипова (всего было подано три проекта) с верха уже частью ограбленной святыни сбросили главу и кресты, а вместо них вывели прямоугольную башню-фонарь. Непосредственной переделкой храма в крематорий руководил Н.Я.Тамонькин. В центре храма устроили провал под пол. В эту "преисподнюю" и стали торжественно опускать "в адский огонь" гробы с атеистами-покойниками. С 1927 года новоявленный Молох заработал бесперебойно, на полную мощность.
Конкурс, проведенный на крайне кощунственную тему приспособления храма под крематорий, затем устроенный из храма Московский Молох свидетельствуют с бесспорностью о ритуальном характере созданной архитектурной химеры. Ведь лукавые и веселые химермейстеры, эти новые "финикийцы" все умышленно перевернули уже на стадии составления условий конкурса. Символически христианская церковь - тело Христово. Здесь же было произведено как бы "Сошествие Христа во ад". Его даже не распяли, а по-революционному снесли главу и заменили ее прямоугольной головой Молоха. В подземной части храма устроили адский огонь, в него направили бесконечный поток мертвецов, из самой церкви устроили бесовский вертеп с престолом дьявола - антицерковь.
Изощренно устроенная таким образом архитектурная химера до сих пор угрожающе красуется на Донском, поросшем деревьями монастырском кладбище. А ведь монастырь в целом - христианский символ Небесного Града, Райского сада. Химеру холят, за ней тщательно ухаживают, чтобы она безотказно трудилась, собирая с "родных и близких" ей покойников огромные деньги, превращая затем каждого усопшего атеиста в крошечную горстку пепла. Пепел не предается матушке-земле, как это практиковалось у древних ариев, славян, русов. Он остается в урнах колумбария в "подвешенном" состоянии, на каком-то этаже его стен. А по воззрению древних душа покойника-грешника оказывается неприкаянной и мечется между небом и землей.
На Донском кладбище захоронения православных христиан давно запрещены. Но для действия химеры, конечно, никаких запретов нет. Помещенная среди "райского сада", она вот уже 70 лет любовно окружает себя все новыми сотнями, тысячами урночек колумбария (звучит зловещей шуткой: арии - Колумб в ад). Тысячи душ грешников витают вокруг нее, создавая невидимую простым глазом трепетную ауру. С востока из туловища химеры выступают три "груди" (апсиды бывшего храма), а в глазницах ее "прямоугольной головы" (в окнах башни-фонаря) - сполохи недоброго адского огня.
Химера музыкально "одарена". В крематории играл орган, реквизированный из лютеранского Михайловского собора. Почти каждый день, и не раз, она любит слушать органную католическую, опять же; божественную музыку Моцарта, Баха, Пахельбеля...
Сбылась мечта московских большевиков: у любого из них были Революция и Моцарт!
Ныне в Москве сооружены и действуют еще три крематория, во многом построенных по образу крематория первоначального. Но каждый из них уже не химера Молох, а специализированное и вполне "цивильное" по европейским стандартам производственное предприятие, учитывающее последние достижения технического прогресса и человеческого разума на этот счет.
Опубликовано: Мокеев Г.Я. Небесный град Святой Руси., М., 2007. С. 183-186.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2012-2015.
Комментариев нет:
Отправить комментарий