«Суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2 Петр 2, 3)
Земля отдает мертвыя. Композиция "Страшный суд".
Фреска. Фрагмент.
1408 г.
Прпп. Андрей Рублев и Даниил Черный.
Успенский собор во Владимире.
Копия Н.В. Гусева. Музей имени Андрея Рублева.
См. также: 600 лет фрескам прп. Андрея Рублева в кафедральном Успенском соборе (Владимир)
К сожалению, в Церкви подчас наблюдается мнимое умаление Апокалипсиса в православном богослужении. Например, прот. Андрей Кураев в одной из книг в главе под красноречивым названием «Почему в храме не читают Апокалипсис?» пытается утверждать, что «Церковь никогда не читает Апокалипсис во время своих богослужений» (Кураев А. О нашем поражении. Христианство на пределе истории. М., 2004).
На самом деле, согласно действующему Типикону, Апокалипсис читается по воскресным дням Великого Поста на «великом чтении» в составе всенощных бдений (между вечерней и утреней) в качестве первого уставного чтения (по 4-5 глав):
«И благословение хлебов, и чтение послания соборнаго Иаковля.
[Зри] от сея же недели начинаем чести на утренях недельных седмь посланий соборных, и 14 посланий святаго апостола Павла. Откровение Иоанна Богослова. Чтем же их на бдениих недельных, прежде иных чтений, до великия святыя недели пасхи. В 50-цу же всю Деяния святых апостол чтем в неделях, якоже предписася.
[Зри] от сего же бдения начинаем чести толкования Иоанна Златоустаго, евангелие еже от Матфеа, от 13 слова первыя книги. Оставшая же Богослова чтем во 12 днех по Христове Рождестве. В весь же месяц сей, и вторый, совершаем обе книги толковательныя, 1-ю и 2-ю, на чтениих утренних, до исхода месяца августа: кроме егда прилучится житие некоего святаго, тогда оставляем, и чтем житие святаго» (Типикон на Неделю всех святых).
Уже в Евергетидском Типиконе сер. XII в. была зафиксирована богослужебная практика чтения Апокалипсиса на «великом чтении» после отпуста вечерни (Скабаланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. II. Киев, 1915. С. 190). Во всех списках Иерусалимского Устава, начиная с древнейших (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 23, 66; Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. С. 317-318) и вплоть до современного печатного Типикона Русской Православной Церкви Апокалипсис неизменно указан в составе «великого чтения». Все ранние списки Апокалипсиса до начала XV в. содержат толкования Андрея Кесарийского, включая старший список Апокалипсиса (БАН. собр. Н.К. Никольского. № 1), созданный в Новгороде пономарем Тимофеем. На рубеже XIV-XV вв. количество списков Апокалипсиса на Руси резко возрастает, причем появляются тексты Откровения без толкований, характерные для младшей редакции (известно 16 отдельных рукописей XV в., не считая сборников). В этой связи стоит упомянуть рукописи боснийского происхождения кон. XIV-XV вв. с текстом Апокалипсиса без толкований – Хвалов сборник (Новый завет с Псалтирью, 1404 г.) в Болонском университете, Апокалипсис «христианина Радослава» сер. XV в. в библиотеке Ватикана и др.
Наиболее вероятной причиной всплеска интереса к Апокалипсису стал переход Русской Церкви на Иерусалимский Устав при митрополите Киприане. Как показал в своем недавнем исследовании проф. Олег Германович Ульянов, именно свт. Киприан предпринял полномасштабную литургическую реформу на Руси, взяв за основу Διάταξις της θείας Λειτουργίας патриарха Филофея, который, в свою очередь, опирался на сводный Иерусалимский типикон в редакции патриарха Афанасия I (1289–1293, 1303–1309).
Заслуживает внимания, что в списке Служебника митрополита Киприана, содержащем указание на дату его создания в 1397 г. (ГИМ, Син. 601/344, Л. 72), впервые было употреблено словосочетание «Страшному Судищу Твоему» (τῶϕοβερῶ σγ βήματι) вместо «престолу», для чего было использовано первоначальное значение слова βήμα — «судейское место» (Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию преставления святителя) // Человек верующий в культуре Древней Руси. Материалы международной конференции СПбГУ 5–6 декабря 2005 г. СПб., 2005. С. 88–100). Особый интерес в рамках темы вызывает композиция на Л. 180 знаменитой Киевской Псалтири 1397 г., написанной протодиаконом Спиридонием для смоленского еп. Михаила, где изображено «второе и страшное Христово пришествие» с благословляющим обеими руками Спасом в миндалевидной мандорле, поддерживаемой ангельскими силами и опирающейся на львиный маскарон.
Страшный суд.
Миниатюра Киевской Псалтири.
1397 г.
Киев.
Спиридоний.
24.5 × 30.
РНБ. ОЛДП. F 6. Л. 180.
В верхней части миниатюры(см. илл.) представлен Христос в образе судии мира, фигура Которого заключена в голубое сияние, вокруг стоят ангелы в лоратных одеждах с жезлами, а по сторонам - Богородица и Предтеча. Во втором регистре изображены апостолы Петр и Павел, Марк и Матфей, Филипп и Фома. Еше ниже написаны лики святых, каждый из которых представлен одной или двумя фигурами: святители, мученики, преподобные, праведные жены и миряне. В правом нижнем углу написаны Богоматерь на престоле и благоразумный разбойник в раю.
Близкое изображение Спаса Эммануила в окружении сонма ангельских сил и ликов святых изображено на знаменитом ватиканском саккосе (см. илл.) свт. Григория Паламы (?), сходство с которым усиливает аналогичное изображение благоразумного разбойника в составе всей композиции (Millet Gabriel. La dalmatique du Vatican. Les élus images et croyance. Paris, 1945. P. 46). Еще одной аналогией является изображение Христа «Великого Архиерея», по сторонам которого склонились ангелы с рипидами и отцы Церкви, на хиландарской катапетасме 1399 г. (Millet G. Broderies religieuses du style byzantin. Paris, 1947. P. 76–78).
Саккос св. Григория Паламы (?).
XIV в.
Фессалоники.
162 х 144.
Ватиканский музей.
Одновременно с переходом на Иерусалимский Устав в богослужении Русской Церкви при митрополите Киприане в древнерусском искусстве получает распространение тема Апокалипсиса, а в качестве средника полнофигурного деисусного чина в составе высокого иконостаса в русских храмах появляется уникальная иконографическая композиция «Спас в силах». Впервые на Руси Апокалипсис был изображен в росписи великокняжеской домовой Благовещенской церкви, выполненной в 1405 г. Феофаном греком, старцем Прохором и чернецом Андреем Рублевым, что сразу было отмечено в послании Епифания Премудрого. Чуть раньше, согласно летописным данным, в Тверь была прислана из Константинополя икона Страшного Суда в 1398-1399 гг.
Иконографический тип, именуемый «Спас в силах», представляет собой изображение сидящего на престоле Христа в окружении небесных существ и символов. Десницей Христос благословляет, а шуйцей придерживает стоящую на колене раскрытую книгу с текстом. Его фигура выступает на фоне красного ромба, вписанного в синий овал «славы», в котором видны изображения шестикрылых небесных существ. Славу прорезает большой красный прямоугольник с вогнутыми сторонами, в углах которого изображены ангел, орел, лев и телец. Ноги Христа опираются на подножие, несомое существами, имеющими вид красных колес со множеством глаз и маленькими крыльями.
Само название «Спас в силах» не встречается в надписях на иконах и редко - в описях церквей. Правда, в описи Благовещенского собора Сольвычегодска 1579 г. упоминается «Спасов образ, видение Иезекиилево», которое служит подсказкой для источника иконографии - видение пророка Иезекииля. В этом пророчестве говорится о явлении Бога в виде сидящего на престоле человека, окруженного огнем и сиянием, в сопровождении четырех животных, каждое из которых имеет по четыре лица, и колес, усеянных глазами (Иез 1, 4-28; 10, 1-22). Сходное по содержанию явление описано в Апокалипсисе (Откр 4, 2-9). Изображения сидящего на престоле Христа во славе, с фигурами ангела, орла, льва и тельца встречаются на христианском Востоке уже в V-VII вв. Помещаются они в апсидах церквей.
Особенно широкое распространение получил этот сюжет под названием Maiestas Domini (Божественное величие) на Западе, где он в IX-XIII вв. становится обычным в конках алтарных апсид, на переплетах или титульных листах рукописных евангелий, а с XII в. - в монументальной скульптуре в тимпанах над главными порталами церквей. Популярность Maiestas Domini была во многом обусловлена тем, что уже с V-VI вв. в римском богослужении предписывается общественное чтение Апокалипсиса при богослужении в период от Пасхи до Пятидесятницы. Об этом говорит 17 правило Толедского Собора 633 г. (Скабаланович М. Указ. соч. Вып. III. С. 43), в котором приводится ссылка на авторитет многих церковных соборов относительно необходимости чтения Апокалипсиса. В XIV-XV вв. произведения на этот сюжет на Западе появляются уже крайне редко. В искусстве стран византийского мира Maiestas Domini почти полностью исчезает с VII в. и вплоть до XVI в., когда этот сюжет вновь появляется в росписях малых куполов афонских церквей (Millet Gabriel. La dalmatique du Vatican. Les élus images et croyance. Paris, 1945. P. 46).
Для данной темы существенно, что чтения из пророка Иезекииля отсутствовали в Церквах, пользовавшихся Студийским Уставом. Зато в Иерусалимской Церкви уже в IX-X вв. в чин богослужения Страстной недели входили чтения из первой главы Иезекииля (Дмитриевский А.А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X вв. Казань, 1894. С. 41, 59). С принятием Русской Церковью Иерусалимского Устава при митрополите Киприане чтения из первой главы Иезекииля вошли в русское богослужение, где раньше их не употребляли, судя по паремийникам XII- XIV вв. (Григоровичев паримейник. В сличении с другими паримейниками издал Роман Брандт. Вып. 1-3. М., 1894-1901). Именно это, наряду с распространением богослужебного употребления Апокалипсиса, и привело к появлению на Руси на рубеже XIV-XV вв. иконографии «Спас в силах» (см. илл.), которая заметно отличается от композиции Maiestas Domini сложной формой сияния вокруг фигуры Христа, а также наличием колес, которые встречаются только в ранних изображениях видения Иезекииля.
Спас в силах.
Начало XVI в.
Ростовская школа.
137 х 97.
Икона происходит из церкви с. Чернокулово Юрьев-Польского района Владимирской области.
Поступила в музей имени Андрея Рублева в 1966 г. из частного собрания.
ЦМиАР. КП 323.
Сохранность: икона внизу опилена, десница почти полностью утрачена (запись XVIII в.), вставка в нижней части (на ноге и одеждах), поздние вставки по стыку досок.
Глубокий темно-синий и зеленый цвета Божественного мрака в сочетании с контрастирующим с ними насыщенным красным, светло-желтым, желто-оранжевым и золотом нимба порождают эффект радужного сияния Спаса.
Большой красный прямоугольник, в углах которого изображены символы евангелистов - это вселенная с четырьмя странами света, исполненная огня - Святого Духа, на которую распространяется власть Бога и учение Христа. Небесно-синий овал «славы», наполненный изображениями крылатых херувимов, - это Небесная обитель, которой принадлежит Христос.
Внутренний красный ромб - пламя из середины огня, о котором пишет Иезекииль: «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня» (Иез 1, 4-5). «А над сводом... было подобием престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него» (Иез 1, 26-27). На большинстве икон «Спаса в силах» все четыре угла ромба и нимб касаются внешнего края овала, так что окружающее Христа пламя оказывается равновеликим сфере. Лишь на иконе «Спас в силах» в составе нынешнего деисусного чина домового Благовещенского храма Московского Кремля пламя находится посредине огня, в точном соответствии с текстом пророчества, поскольку очертания внутреннего ромба не выходят за пределы красного прямоугольника вселенной.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2010-2015.
Комментариев нет:
Отправить комментарий