«Андрониково кладбище в Москве считается древнейшим. Начиная с известия о привозе в колодах героев, убитых на Куликовом поле, оно служит местом погребения ряда выдающихся государственных деятелей науки, искусства и литературы. Уже один точно установленный факт погребения на нем Андрея Рублева и Даниила Черного делают его памятником общенародного значения» (Петр Барановский. Труды, воспоминания современников. М., 1996. С. 35)
10 декабря (27 ноября ст.ст.), в праздник чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» (1169), наш Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева отмечает годовщину своего создания. Как известно, 10 декабря 1947 г. постановлением Совета Министров СССР № 3974 за подписью Председателя Совмина И. Сталина был образован «историко-архитектурный заповедник имени русского художника Андрея Рублева на территории Андроникова монастыря»: http://community.livejournal.com/rublev_museum/11117.html
В этом т.н. «Акте государственной историко-культурной экспертизы» что ни слово то ложь: нет никаких «существующих фундаментов» (к т.н. «Акту» даже не приложено никаких фото в доказательство!), никакого «строительства павильона в 1960 г.» не производилось (в т.н. «Акте» нет никаких ссылок на документы!), а «гаражом ОГПУ 1920-х гг.» мошенники назвали самострой 1947 г., с которым боролся Петр Дмитриевич Барановский! Таким образом, современные наследники геростратов 1940-х гг. в лице директора Музея им. Андрея Рублева Геннадия Попова и его сына Федора Рындина завершили начатую ими разрушительную работу, так что на стене их семейного кабака «Хлебный домъ в андрониках» может красоваться табличка «Начато: 1947 г. Завершено: 2010 г.»:-)
Письмом от 10.12.2013 г. Министерство культуры РФ во главе с Мединским согласовало размещение кабака (галерея-трапезная «Хлебный домъ в андрониках») на территории объекта культурного наследия федерального значения - «Ансамбль Андроникова монастыря» (Москва, Андроньевская пл., 10) - в нарушение Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который категорически запрещает проектирование и проведение хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля. Вот так бесславно заканчивается «Год культуры в России», объявленный по указу Президента России Владимира Путина № 375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры» …
Вид Андроникова монастыря. Литография А. Морозова. 1862 г.
См. также по данной теме:
П.Д. Барановский. ПАМЯТНИКИ АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЖИЗНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ РУБЛЕВА (1947)
Экспертное заключение по запросу ТВ о могиле прп. Андрея Рублева
Спасо-Андроников монастырь. Музей имени Андрея Рублева: http://www.expertmus.com/2012/03/blog-post_4713.html
Провокация вокруг могилы прп. Андрея Рублева
Андроников монастырь – Википедия: http://expertmus.livejournal.com/20242.html
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его: http://expertmus.livejournal.com/51147.html
КОМУ НУЖЕН АЖИОТАЖ ВОКРУГ МОГИЛЫ ПРЕП. АНДРЕЯ РУБЛЕВА: http://www.rv.ru/content.php3?id=5978
Андроников: зло в обители и пир на костях: http://expertmus.livejournal.com/58284.html
Большая ложь в маленькой обители: http://expertmus.livejournal.com/58508.html
Клевета директора ЦМиАР Г.В. Попова на П.Д. Барановского: http://expertmus.livejournal.com/25970.html
Волокита в Иваново вокруг находки мощей напомнила о скандале в Андрониковом монастыре Москвы: http://rublev-museum.livejournal.com/326653.html
Указанная самовольная постройка была возведена на месте чумного кладбища конца XVIII в., заложенного по именному указу Императрицы Екатерины II на территории Спасо-Андроникова монастыря в связи с чумой 1771 г. Об этом чумном кладбище в Андрониковом монастыре см.: Сергий (Спасский), архим. Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865. С. 60), а также архивный план Спасо-Андроникова монастыря 1903 г. (ВИДА УГК ОИП, Рогожская ч., д. 15. Л. 9): https://img-fotki.yandex.ru/get/15576/38741235.18/0_1b8f2a_9b290523_orig.jpg
Границы кладбища (см. фото) обмерил межевой инженер Томкевич под руководством проф. Геодезии С.М. Соловьева. Кроме того, это кладбище в северной части Спасо-Андроникова монастыря, имевшее ограду с угловыми башнями, зафиксировано (см. фото) на архивной фотографии 1882 г. (Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. IV: Местность за Земляным городом. М., 1883, № 4): https://img-fotki.yandex.ru/get/15573/38741235.18/0_1b86ee_e1c982b6_orig.jpg
Таким образом, кабак «Хлебный домъ в андрониках», принадлежащий семье Попова-Рындина, самовольно построен на чумных костях! При закладке фундаментов самостроя глубиной свыше 1 м был обнаружен, по свидетельству очевидцев, «свинцовый гроб, который Рындин приказал тут же закопать», а также могилы и надгробия с этого чумного кладбища, ряд которых уже упоминался в архивных материалах по некрополю Спасо-Андроникова монастыря: «Головина, Прасковья Васильевна, дъвица, р. 19 октября 1735 † отъ чумы 1 октября 1763».
Проект самовольно построенной в 2010 г. галереи-трапезной «Хлебный домъ в андрониках» был разработан лишь летом 2013 г., согласно «Акту государственной историко-культурной экспертизы проектной документации» от 28.10.2013 г.: http://www.expertmus.com/2014/12/blog-post.html
В этом «Акте» содержится заведомо ложная информация, что кабак якобы «размещается на существующих фундаментах павильона, перестроенного в 1960 г. из гаража ОГПУ 1920-х гг.»?! На самом деле никаких «существующих фундаментов» при самовольном строительстве кабака на костях не найдено и какие-либо данные по ним отсутствуют! Такая же ложная информация приведена в «Акте», что данный участок территории Спасо-Андроникова монастыря, где самовольно построен кабак, будто был предназначен «для хозяйственной деятельности», что звучит просто кощунственно по отношению к погребенным на чумном кладбище!
Факт самовольного строительства на глубоких фундаментах галереи-трапезной «Хлебный домъ в андрониках» на месте чумного кладбища должен привлечь внимание всех ответственных инстанций, в первую очередь, санитарно-эпидемиологической службы города Москвы. Здесь всё непредсказуемо и опасно (споры бубонной чумы могут “ожить” и спустя сотни лет!), тем более, при таком вопиющем беззаконии и исторической безграмотности.
Заведующий отделом Г.Я. Мокеев
Странное зрелище представлял в сие время Андроников. Толпы народа устремились к святому кладезю, издавна уважаемому самою императрицей Елисаветою, незадолго пред сим еще более прославленному. Неизвестно, сколько было таких верующих, которые возвращались от него с радостию, славя Бога. Но многие, по неисповедимой воле Промысла, уже отмеченные рукою ангела смерти, видя истощение сил своих в борьбе с мучительною болезнью, рядами добровольно ложились на лугу, имея последнее утешение веры умереть под сению священной ограды обители Спаса, и представляли оставшимся в живых зрелище Иезекиилева поля, усыпанного трупами человеческими» (Сергий (Спасский), архим. Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865. С. 60).
Кладбищенская церковь строилась и содержалась на средства Молчановых. Так, в 1909-1914 гг. ремонтные работы в церкви предпринял сын Е.В. Молчанова Анатолий Евграфович (1856–1921), видный театральный деятель. Как свидетельствуют фотографии и архивные документы, храм был выстроен из кирпича и оштукатурен; в его интерьере имелось два яруса: верхний, освященный во имя св. муч. Евграфа (день памяти 10/23 декабря), и нижний – склеп-усыпальница. Безусловно, этот интереснейший памятник мемориального церковного зодчества являлся архитектурным центром всего кладбища и органично входил в ансамбль Спасо-Андроникова монастыря (см. местоположение церкви св. мч. Евграфа на плане 1947 г.).
После решения Президиума Моссовета в июле 1927 г. о реализации Москоммунхозом памятников и надгробий с кладбища Спасо-Андроникова монастыря церковь-усыпальница св. мч. Евграфа практически единственная из всего монументального ансамбля монастырского некрополя уцелела и почти не пострадала. Её долгое время использовали под склад и в спешке разобрали лишь в конце 1959 г. (авторский коллектив в составе: Л.А. Давид (руководитель), Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подъяпольский и М.Д. Циперович) при подготовке к мифическому «600-летию со дня рождения Андрея Рублева»: http://expertmus.livejournal.com/146909.html
Тогда же исчезла с лица земли и могила Е.В.Молчанова, однако само место захоронения Молчановых отнюдь не затерялось в наши дни, ибо сохранился фундамент кладбищенской церкви св. мч. Евграфа, который хорошо виден у прогулочной дорожки вдоль северной стены монастыря.
Памятник князю Якову Даниловичу Бибарсову († 1833). Кладбище Спасо-Андроникова монастыря
Перед лицом надвигавшейся опасности разорения древнейшего кладбища Спасо-Андроникова монастыря Петр Дмитриевич Барановский вместе с архитектором Д.П. Суховым уже в 1922 г. подготовил «Список надгробных памятников на кладбище Андроникова монастыря, ценных в художественно-историческом отношении», куда вошли надгробия «Трубецких (два), А.М. Булгари, П.П. Нарышкиной, князей Несвицких (три), Баратынских (четыре), Булгаковой, Толстых (три), Кикиных, Лебедева, Бибарсова, Жигарева и др.» (ЦМАМ. Ф. Р-1. Д. 120. Л. 29).
Безусловно, самым знаменитым захоронением на кладбище Спасо-Андроникова монастыря было погребение прп. Андрея Рублева († 1428), о котором сохранилась достоверная запись в рукописном старообрядческом «Алфавите российских чудотворцев», составленном в нач. XIX в. «керженским постриженником Ионою»: «Святые же их мощи почивают в том Андроникове монастыре, под старою колокольнею, которая в недавнем времени разорена, и место сравнено с землею, яко ходити по ней людям всяким и нечистым и тем самым предадеся забвению о тех святых мощах» (ЯИХМ. Инв. № 15544 (по описанию В. В. Лукьянова, № 675). Сборник в лист, на 641 лл., написан полууставом): http://www.expertmus.com/2012/03/1730.html
Как было установлено в 1994 г. проф. О.Г. Ульяновым, древняя колокольня над могилой прп. Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре была разрушена в 1781 г. (Ульянов О.Г. Древнейшая история некрополя Спасо-Андроникова монастыря // Московский некрополь. М., 1996. С. 27), но известный историк Миллер (Gerhard Friedrich Müller), скончавшийся в Москве 11 (22) октября 1783 г., успел сделать описание надгробия прп. Андрея Рублева, о котором впервые сообщил Петр Дмитриевич Барановский в своём докладе на объединенном заседании сектора архитектуры и сектора живописи Института истории искусств АН СССР 11.02.1947 г.: http://rublev-museum.livejournal.com/1136.html
Перед самым сносом колокольня над могилой прп. Андрея Рублева была запечатлена (см. фото) на акварели Ф. И. Кампорези (СПГИХМЗ. Инв. № 3581), выполненной для архиепископа Московского Платона (Левшина), состоявшего в феврале 1780 г. в переписке с Государственной коллегией экономии по освидетельствованию Спасо-Андроникова монастыря.
БЕЗ ВСЯКИХ РАЗРЕШЕНИЙ (!) на древнейшем монастырском некрополе «явочным порядком» коррумпированная администрация ФГУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» устроила средь бела дня лжемогилу «на месте захоронения Андрея Рублева вблизи колокольни», как указано в проекте архитектора В.И. Сягина, на котором лишь печать и подпись Г.В. Попова (см. фото): http://expertmus.livejournal.com/56533.html
Как же могло случиться, что ни одна из столичных инстанций, ни федеральные органы не давали никаких разрешений на производство земляных работ по установке надгробия «на месте захоронения Андрея Рублева»?! От автора проекта В.И. Сягина лично стало известно, что финансирование работ шло на первых порах за счет некоего «Фонда содействия сохранению культурного, исторического и духовного наследия имени преподобного Андрея Рублева», принадлежащего семейке директора ФГУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева», которому Министерство культуры РФ обещало покрыть все понесённые расходы:-) Налицо та же самая коррупционная схема с липовыми тендерами, как и при самовольном строительстве их семейного кабака на костях «Хлебный домъ в андрониках»: http://www.expertmus.com/2014/12/blog-post.html
Выходит, в Минкультуры хорошо знали, что директор ФГУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» Геннадий Попов совершил противоправные действия, которые подпадают под ст. 244 (Надругательство над телами умерших и местами их захоронения)! Лжемогила «на месте захоронения Андрея Рублева» попала прямо на склеп московской купеческой дочери Марии Яковлевны Андреевой, захороненной в XIX в. Причем на оборотной стороне надгробия М.Я. Андреевой уцелел фрагмент трогательной эпитафии: «О бедные мои родители, не плачьте обо мне». Все эти вопиющие факты были задокументированы 6.07. 2010 г. в ходе осмотра места несанкционированных земляных работ академиком Академии архитектурного наследства Геннадием Яковлевичем Мокеевым – см. видео: http://youtu.be/w4tWRwz56aY
Вместо послесловия. В докладе на объединенном заседании сектора архитектуры и сектора живописи Института истории искусств АН СССР 11.02.1947 г. выдающийся русский архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский наметил целую программу по спасению древнего кладбища Спасо-Андроникова монастыря, где захоронен великий Андрей Рублев: «Необходимо произвести переустройство кладбища. И если нельзя восстановить те 40 памятников выдающимся деятелям и не меньше 20 художественных надгробий, то нужно создать хотя бы коллективные 4-5 памятников, которые я показал на этом проекте. Здесь я показал все сохранившиеся памятники и те, которые отсутствуют и которые если не мы, то наши потомки в состоянии будут восстановить, потому что они документируются совершенно определенно, за исключением некоторых частей. Таким образом, мы имеем здесь 9 памятников с 1420 по 1570 г. И затем я бы поставил вопрос так, что необходимо на этом зеленом участке, изолировав его соответствующим образом, установить памятники знаменитому художнику Андрею Рублеву, Даниилу Черному, государственным деятелям XV-XVI веков. Это памятники семи ученым, трем писателям и т.д. Таким образом, встаёт вопрос об установке пяти-шести новых монументов. Тогда мы достойно отметили бы это место…. К этому нас обязывает священная для нас память великого нашего художника Андрея Рублева, поставившего искусство нашего народа на высочайшие позиции своего времени» (Петр Барановский. Труды, воспоминания современников. М., 1996. С. 36-37).
В последний год своей подвижнической жизни Петр Дмитриевич Барановский († 1984), по свидетельству его дочери, часто рассказывал «о своём открытии времени и места погребения Андрея Рублева в Андрониковом монастыре с реконструкцией надгробной надписи» (О.П. Барановская. Мой отец // Петр Барановский. Труды, воспоминания современников. М., 1996. С. 271) …
Комментариев нет:
Отправить комментарий