Эксперты ставят в пример сообщество Музея имени Андрея Рублёва

Эксперты ставят в пример воцерковлённое сообщество Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://www.facebook.com/groups/Rublev.museum/

#Музей имени Андрея #Рублева. В связи с постоянными вопросами наших друзей и коллег вынуждены пояснить, что всё последнее время из-за министра культуры Владимира Мединского наш Музей постоянно лихорадит, так что все иные «официальные страницы, группы etc.» находятся вне компетенции научного коллектива Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева: https://rublev-museum.livejournal.com/486620.html

Научный коллектив и Профком ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» (РПРиУ) предупреждают о мошенниках в соцсетях, действующих в интересах уголовника М.Б. Миндлина (ст. 159 УК РФ), осужденного за расхищение бюджетных средств и мошенничество в составе организованной преступной группы: http://www.stoletie.ru/obschestvo/v_monastyr_so_svoim_ustavom_463.htm




Уголовник Михаил Миндлин опозорил Музей имени Андрея Рублева!

Как широко освещалось в российской прессе, в организованную преступную группу Григория Пирумова, которую отличала со времени её создания в 2012 г. «сложность разработанного плана преступной деятельности и строгая конспирация», входил … директор ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» Михаил Миндлин, назначенный к нам в Музей Мединским 27 мая 2016 г. сразу после упразднения ГЦСИ и перед его задержанием ФСБ (утечка?) и допросом в «Лефортово».


© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.



Опубликовано 16:30 06/02/2013: http://expertmus.livejournal.com/118462.html

Предупреждение! Яндекс рекламирует мошенников под «шапкой» администрации Музея им. Андрея Рублева: http://expertmus.livejournal.com/173688.html

Генпрокуратура РФ: "объекты и земельный участок ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» неправомерно используются коммерческой структурой, руководителем которой является сын директора музея. На территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря» вопреки ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и охранному обязательству самовольно возведено здание ресторана. В церкви Архангела Михаила (XVII века постройки) проводятся бизнес-встречи и конференции": http://www.genproc.gov.ru/smi/news/news-81205/

Т.н. «официальный сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева», «официальная страница Музея имени Андрея Рублева в Facebook», «официальная открытая группа ФГБУК "Центральный музей древнерусской культуры и искуссства имени Андрея Рублева"», а также т.н. «представительство Музея им. Андрея Рублева» в ЖЖ и ВКонтакте - это тролли и проходимцы (Дмитрий Степанков, Борис Фрадкин, Константин Братчиков, он же «Фома Удальцов», он же «Максим Красиков», «Елена Кузнецова» и др.) из частной компании педераста Федора Рындина (его отец музейный директор-казнокрад Геннадий Викторович Попов), которые НЕ ИМЕЮТ никакого отношения к нашему Музею и не работают в нём!

"Вести. Москва": "Древнерусская культура, православие и прокуратура сегодня неожиданно сплелись в один клубок громкого скандала. Как выяснилось, в Музее имени Андрея Рублева, на территории Андронникова монастыря, работает незаконно возведенный ресторан, а церковное здание приспособили под бизнес-встречи. Бизнесом руководит Федор Рындин, сын директора Музея Геннадия Попова": http://www.vesti.ru/videos/show/vid/487831/#

Остерегайтесь обмана на просторах Интернета!!!


, , , , , , , , , , ,
#rublevmuseum

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

четверг, 2 октября 2014 г.

Мистификация русской культуры на Западе: история разоблачения коллекции икон Джорджа Ханна

teterev.jpg
экспертиза

Оригинал взят у expertmus в Мистификация русской культуры на Западе: история разоблачения коллекции икон Джорджа Ханна
 

Предлагаем вниманию читателей статью Владимира Тетерятникова (см. фото), международного эксперта по оценке произведений искусства, человека, который сумел выиграть судебный процесс у знаменитой фирмы «Кристи». В 1980 г. «Кристи» объявила на весь мир о «продаже века» - она выставляла на аукцион в Нью-Йорке самую знаменитую на Западе коллекцию русских икон американца Д. Ханна. Более чем 50 профессоров напечатали более чем 50 книг о великолепии этих шедевров, и эта знаменитая коллекция была продана за $ 3 млн., что было тогда и по сей день остается мировым рекордом цен на русские иконы. Тетерятников выступил с заявлением, что лучшие вещи этой коллекции - фальшивки. «Кристи» пыталась остановить публикацию его книги-разоблачения, обвинив его в клевете, и обратилась в суд. Через 9 месяцев суд города Нью-Йорка разрешил Тетерятникову публиковать его книгу «Иконы и фальшивки»



От редакции. Напомним, что всемирно известный эксперт Владимир Тетерятников (1938–2000) неоднократно высказывался в прессе о безответственности и корысти российских искусствоведов, особенно в «профессорском звании». Рассказывал, как «ценят» их западные жулики:-) Действительно, кому как не «рублевцам» хорошо известны все подпольные махинации проворовавшегося директора Музея Рублева Геннадия Попова, важно именующего себя «доктором искусствоведения профессором», который позорит музейное сообщество своими безграмотными разглагольствованиями в программе «Православная энциклопедия», что якобы для старения иконы «на доску клали сырое мясо, и кровь пропитывала ее с двух сторон» (см. видео)?!


На самом деле еще в 1920-е гг. в отделении ЦГРМ при ЗИХМ было поставлено на поток изготовление фальшаков «под Рублева» для перепродажи за границу. Причем ни один специалист не мог отличить их от подлинников – так виртуозно были сработаны! По словам М.П. Виктуриной, И.А. Баранов старил дерево следующим образом: «опускал досочку в холодный мясной бульон и сутки морил. А когда вынимал, отличить ее от старинной было практически невозможно. Потом он снимал с древних икон, не поддающихся реставрации, ткань – уже ветошь, – наклеивал ее на свою выморенную в бульоне доску и писал по ней темперой лики святых».

Кстати, фальшаки для прикрытия вывозились из СССР в составе международных выставок, где они были перемешаны среди оригиналов и копий. Например, лаврская копия рублевской «Троицы» была создана И.А. Барановым и Г.О. Чириковым в 1926–1928 гг. к передвижной выставке «Русские иконы», проходившей в 1929–1932 гг. в Германии, Англии и США; см. статью Ю.А. Олсуфьева (Yoori A. Olsufiev. The Development of Russian Icon Painting from the Twelfth to the Nineteenth Century // The Art Bulletin, Vol. 12, No. 4 (Dec., 1930). P. 347-373), а также мемуары искусствоведа Альфреда Барра, посетившего Лавру на святках 1928 г. Западный эксперты в один голос восхищались абсолютной точностью копирования: «a copy of such extraordinary perfection that one felt that little had been lost» (Roger Fry. Russian Icon-Painting from a Western-European Point of View // Masterpieces of Russian Painting. Ed. вy M.Farbman. London, 1930. Р. 56). Именно тогда, как установил Владимир Тетерятников (1938–2000), на антикварный рынок Америки и попало из России большинство фальшаков!

Характерно, что в Третьяковской галерее, когда работавший там эксперт Тетерятников выявил в фондах 20 (двадцать!) фальшаков и поднял вопрос о полномасштабной экспертизе икон, администрация на это не пошла. А в 2008 г. Третьяковская галерея в результате внутренней проверки выявила около сотни ошибок, допущенных специалистами музея при проведении экспертиз подлинности произведений искусства несколько лет назад. «Третьяковка изучила три каталога, в которых опубликовано более пятисот картин, оказавшихся подделками, и на некоторые из которых ранее были выданы ошибочные заключения об их подлинности. Из 215 заключений, выданных экспертами ГТГ, 94 оказались ошибочными», - сообщили российские информ-агентства.

Как написал нам уважаемый venceslav, в миру - Володимир Водынский (Царствие Небесное!), «вот вам история, которую я могу подтвердить где угодно. Принес Сорокатому икону на атрибуцию. Икона Спас думал 15 века, но Сорокатый сказал середина 16. Ну что говорю, давайте оформлять. Хорошо-с! А Сорокатый возьми да и умри. Пришел в музей, женщина какая-то говорит: нам Сорокатый говорил об этой иконе 16 века, но давайте покажем Попову. Приковылял Попов, посмотрел на мою икону и говорит: Замечательный старообрядец 18 века, могу у вас купить эту икону. Я спрашиваю сколько заплатите? Он мне тысячи полторы долларов не больше. Ну я, естественно, отказался, забрал икону и ушел. Дама, которая меня привела к Попову, стояла красно-зеленая. Могу сказать: сей Попов мошенник и негодяй»: http://expertmus.livejournal.com/43826.html?thread=200498#t200498

Так что легко можете себе представить состояние одной из хранительниц икон в нашем Музее имени Андрея Рублева, когда она с ужасом обнаружила вместо подлинников икон … фальшаки:-( К сожалению, вместо того чтобы бить во все колокола, она имела неосторожность поделиться сем фактом со священником Александром Салтыковым, который не раз был уличен во лжи: http://expertmus.livejournal.com/15340.html. Как вы уже догадываетесь, хранительница была незамедлительно уволена погрязшим в беззакониях директором ЦМиАР Геннадием Поповым. Под стать главе музейной администрации и его окружение, взять хотя бы сотрудницу Комашко Наталью Игнатьевну 1961 г.р., которая ухитрилась под боком у директора держать свою частную конторку по выдаче экспертиз:-) К чему это приводит, поведал без прикрас коллекционер Виктор Бондаренко: «Я купил как-то икону с инвентарным номером Александра III, экспертиза которой была дана Музеем Андрея Рублева. Естественно, мне и в голову не пришло, что икона, экспертизу которой дало такое уважаемое учреждение, может быть краденой. Вскоре … приехала опергруппа: икона оказалась краденной из музея города Иваново».

«Задурок» (директор Музея Рублева Геннадий Попов и Ко): http://expertmus.livejournal.com/151451.html

ФАЛЬШАКИ: http://expertmus.livejournal.com/63555.html

https://www.academia.edu/2147105/The_mystery_of_Novgorod_icons_the_truth_about_fakes_

ТАЙНА НОВГОРОДСКИХ ТАБЛЕТОК (экспертиза): http://rublev-museum.livejournal.com/25375.html

Forgeries of art and Göring's death: http://youtu.be/GMGYlzyDQEA

Спецхранилища в российских музеях для … продажи икон за границу: http://expertmus.livejournal.com/153348.html

В коллекциях Патриарха и Путина обнаружены подделки: http://rublev-museum.livejournal.com/233578.html

«Музей русской иконы» угодил в скандал (кто остановит музейную мафию по иконам?): http://expertmus.livejournal.com/179161.html




РАЗГАДАНА ТАЙНА СТАЛИНИЗМА
 
Я собираюсь сейчас впервые публично рассказать о том, как мне удалось расследовать и доказать существование еще одной тайны сталинизма. Я догадался об этом секрете еще 15 лет назад, в 1980 г., и далеко от русской территории - в Америке. А приехав недавно в Россию, смог в архивах разыскать документы, доказывающие, что моя интуиция была реальным открытием - проникновением в тайну 1930-х гг. Двадцать лет я жил за границей и все эти годы собирал информацию о произведениях русского искусства, покинувших русскую территорию. В 1979 г. мне довелось заняться экспертизой американской коллекции Джорджа Ханна. Это собрание было прославлено западными учеными в качестве самого лучшего собрания русских икон вне русских музеев. Увидев эти шедевры, я мгновенно почувствовал: «не русский дух, не Русью пахнет». Я написал книгу «Иконы и фальшивки», в которой расследовал и объяснил, почему эти предметы - фальшивки, а профессора, их восхвалявшие,- шарлатаны. Мое прозрение на существование фальшивых икон позволило мне выработать методику экспертизы, не известную ни русской науке, ни зарубежной. Вот с этой методикой я и стал пересматривать все известные западные коллекции музеев, антикварных магазинов и аукционов. Результат моей ревизии оказался ужасным: я обнаружил массу фальшивок, которые продаются за большие деньги, экспонируются в великих мировых музеях и печатаются наивными профессорами в псевдонаучных книгах как эталоны русского художественного гения. Все шедевры оказались фальшивыми! Кроме икон, я обнаружил фальшивую императорскую керамику, фальшивые изделия Фаберже, фальшивую живопись русских и европейских мастеров. Такого количества фальшивок, такой мировой мистификации еще не приходилось разоблачать ни одному эксперту за всю историю искусств. Моя голова раскалывалась от сознания масштаба моего открытия. Возникали мучительные вопросы: кто сделал столько фальшивок? Как удалось обмануть весь мир? Почему до меня никто не увидел этого? Для ответа на свои собственные вопросы я должен был заново пересмотреть всю историю советского музейного дела.


НАЧАЛО

 
Не только разрушать, но и продавать памятники культуры большевики стали сразу же после захвата России в 1917 г. Уже в 1918 г., к примеру, американская таможня неоднократно ловила большевичков с контрабандными художественными ценностями, врезанными в подошвы комиссарских сапог. Было нормальным, например, у Политбюро произведения русской культуры для переправки в Латвию и печатания латвийской большевистской литературы. Можно категорически утверждать, что первые десять лет большевики отнимали у русского народа художественные памятники только для того, чтобы отдавать их на нужды мирового пролетариата и далеко от русской территории. Однако, несмотря на Коминтерн, мировая революция так-таки не приближалась. Сидящим в России большевикам было уже просто невмоготу ждать. И вот тогда Великий Сталин и показал свое истинное величие в качестве Спасителя большевизма. Была выдвинута антимарксистская идея о строительстве социализма в одной стране. Чтобы дать народу пощупать этот самый социализм, был нарисован первый пятилетний план. Для осуществления плана нужна валюта для закупки иностранного оборудования. Так как сами большевики ничего экспортного не могли производить (даже идея «экспорта революции» никем не была куплена), начались массовые продажи русского культурного наследства. Но перед иностранцами не хотелось выставляться совсем уж дикими варварами, и нарком внешней торговли Микоян изобрел свое знаменитое оправдание грабежу России. В 1929 г. он сказал А. Хаммеру: «Вы можете сегодня иметь наши шедевры, но лет через десять мы сделаем революцию уже и в Америке и тогда вернем себе все обратно». И поехали шедевры Эрмитажа и других русских музеев как бы во временную ссылку. Мне представляется, что русский народ потерял как минимум 90 процентов своего личного культурного имущества. Мало кто нынче знает, что почти вся русская территория была очищена от старинных ковров через систему «Утильсырья», более того, большевики даже в Афганистане, в Персии организовали пункты по скупке ковров, якобы для нужд российского пролетариата, а в действительности для реэкспорта их далее - в европейские страны. Бизнес есть бизнес. Передовики соцторговли постоянно высматривали и выискивали новые и новые объекты для продажи за границу.


МУЗЕЙНЫЙ БУНТ

 
И вот в 1928 г. у глаз советских торговцев был положен на новый товар. Начальник Госторга Гинзбург задумал организовать выставку-продажу русских икон в Западной Европе. Цены на них были никому не известны. Расчет был на «любые цены, лишь бы купили». Каждый коммунист понимал всем своим большевистским сердцем, что торговля иконами является почти максимальным выражением преданности идеалам Революции. Два зайца убивались сразу: партия получала валюту, и партия же получала очищенную от религиозного дурмана страну. Вот почему Гинзбург решил уже для первой продажи вывезти капиталистам «наиболее религиозно дурные иконы», как «Владимирская Богоматерь», «Троица» Рублева. И вот тогда, в 1928 г., случилось нечто экстраординарное. Впервые эти кроткие музейщики подняли настоящее восстание против политики партии и правительства по отношению к русской цивилизации. Впервые - бунт. И, как ни удивительно, первый успех. Главнаука распорядилась прекратить выдачу икон Госторгу. Музейщики на своих собраниях заставили Госторг заключить форменный контракт о непременном возврате всех икон обратно с выставки в русские музеи. В мемуарной литературе того времени постоянно встречаются ремарки: например, вологодский музей отказал Госторгу в выдаче икон. Большевики ответили решительно: бушующий музейный отдел Главнауки ликвидировали. Вспомним, что именно в 1928 г. началось шахтинское дело, то есть обвинение всех до последнего дореволюционного специалиста в саботаже и вредительстве.


От редакции. Единственным, кто изъял большую группу памятников (главным образом, ленинградских музеев) из состава зарубежной выставки русских икон 1929-1932 гг. в Лондоне и Чикаго, стал Николай Петрович Сычев (1883-1964), выдающийся искусствовед, историк византийского и древнерусского искусства, ученик Д.В. Айналова. Протест Сычева против вывоза святынь за границу по тем временам был сродни подвигу и закончился для него арестом в 1933 г. по доносу археолога М.К. Каргера (ОР ГРМ. Ф. 163. Д. 61. Л. 2): http://rublev-museum.livejournal.com/366097.html

Сычеву было предъявлено обвинение в принадлежности к к.-р. «Российской национальной партии» (мифических «Русских фашистов»), ячейку которой он якобы возглавлял в Русском музее, и будто бы он даже завербовал П.Д. Барановского (Следственное дело «Российской национальной партии» 1933-1934 г.. ЦА ФСБ РФ. Р-28879. Т. 10. Л. 28): http://expertmus.livejournal.com/52864.html

Сходные доносы, по которым пострадали о. Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев, привели к тому, что они были расстреляны по таким же сфабрикованным делам «Контрреволюционной националистической фашистской организации ”Партия возрождения России”»

Именно в 1928 г. начались знаменитые советские продажи на берлинском аукционе. ОПТУ организовало специальное «Валютное бюро», чтобы выслеживать и отнимать валюту и золото у населения СССР. Что могли русские музейщики сделать в такое жестокое время? Однако, прибыв на Запад, изучив западные коллекции, я вдруг обнаружил, что русские музейщики каким-то образом смогли победить большевизм.

МОЕ ПРОЗРЕНИЕ

 
Я выехал в эмиграцию нормальным советским антисоветчиком. Поэтому был уверен, что увижу за границей множество шедевров русского искусства, проданных большевиками. Было логичным предположение, что «они» продадут все, что иностранцы возжелают купить. Что же я увидел? Да, шедевры европейского и мирового искусства большевики отняли у русского народа и продали другим народам. Но я не обнаружил ни одного шедевра русской культуры, проданного официально!!! Все русское искусство осталось в России и пережило большевизм. А что же ушло за границу? Фальшивки, и много фальшивок! Как это могло случиться? Конфискованные у русских людей художественные ценности в 1917 г. были свезены в так называемый «Музейный фонд». Для разбора награбленного пришлось обратиться к помощи дореволюционных специалистов. Вот тогда-то и были отделены подлинные ценности от фальшивок. Россия перед 1917 г. была цивилизованной страной. Цивилизованность означает, что произведения искусств нужны многим членам общества. Велик спрос - велики и цены. Следовательно, и велик соблазн у фальсификаторов. Вот и процветало искусство подделывания икон. После революции все дореволюционные антиквары, реставраторы и фальсификаторы вынуждены были пойти на работу в советские музеи. Вот тогда-то и начали сознаваться: эту икону я рисовал для Рябушинского, а вон ту сделал «дядя Вася». Выбранные старые фальшивки и были проданы за границу. Однако дореволюционных запасов не могло хватить на такую массовую торговлю, результат которой я увидел в западных музеях. Откуда появится этот поток? Каким образом кому-то в СССР могла прийти в голову идея рисования фальшивых икон? Более того, рискнуть предложить правительству начать продажу фальшивок за границу? А какими аргументами можно убедить сталинских чиновников, что в такой операции нет риска для карьеры? Ибо риска не будет только в том случае, если есть уверенность, что иностранные покупатели никогда не смогут выяснить суть вещей? Выставка икон, организованная Госторгом, все-таки состоялась. С 1929 по 1931 гг. иконы путешествовали по Германии, Австрии, Бельгии, Англии и США. Русские музейщики добились того, что ни одна из самых святых икон не покинула русскую территорию. Они просто обещали Госторгу, что смогут нарисовать такие копии, что ни один иностранец не отличит от оригинала. И нарисовали. На выставке не делалось секрета из того, что перед зрителем — копии. Гак и было зафиксировано в каталоге выставки. Но то, что произошло в дальнейшем, было сюрпризом. Сопровождавший выставку И. Грабарь слал письма и телеграмммы Гинзбургу о том, что копии произвели в Европе большее впечатление, чем оригиналы. Никто не верит, что большевики могут рисовать иконы с таким качеством. Гинзбург ответил незамедлительно: так продайте копии сейчас, а к переезду выставки в другое место мы сделаем дубликаты копий. Более того, Гинзбург открыл Грабарю секрет: да мы вообще заказывали копии, чтобы их продавать за границей. Странность этой фразы только впоследствии для меня уяснится. Однако серьезным был и тот факт, что западные зрители не видели разницы между новоделом и подлинником. Грабарь в последнем каталоге для американского зрителя сделал такое примечание: «Мы изобрели новый метод копирования, который называем «археологическое факсимиле». Все трещины, все разрушения воспроизводятся «как живые». Ни один ученый не в состоянии отличить копию от оригинала». Выставка русских икон вернулась в Россию нераспроданной. Ибо большевики убоялись продать то, что на Западе было воспринято как «достижение советской музейной науки». Вот так постарались обмануть большевиков русские музейщики. А Политбюро стало гордиться «советскими принципами реставрации, признанными всем миром». Кто же создавал эти «советские принципы»?


КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

 
Реставрационную науку в СССР создавал Игорь Эммануилович Грабарь. Он же поставил во главе всей практической реставрации СССР Григория Осиповича Чирикова. Кто такой Чириков? Для Грабаря он был высочайший авторитет в иконописной и реставрационной технике, в знании икон. Не случайно в автобиографии он поместил портрет Чирикова, написанный самим Грабарем, на самую последнюю страницу текста. Тем самым как бы символически подводя итог равенству своего и чириковского «уровня музейности». Автобиография Грабаря была напечатана в 1937 г. Где был тогда Чириков? По официальным данным, репрессирован и погиб в 1936 г. Странно, что разрешили напечатать портрет репрессированного «врага народа». Или Чириков смог сам себя реабилитировать посмертно? Еще более странным выглядит тот факт, что одновременно с автобиографией Грабаря выходит из печати другая книга, в которой пересказываются воспоминания о дореволюционных торговцах иконами. И напечатано, что до революции старые иконы были в такой цене, что вокруг них крутилось много аферистов. И «впереди многих очутился Чириков», чья мастерская сделалась «фабрикой фальсификаций». Итак: главный дореволюционный фальсификатор стал главным советским реставратором икон. Замечательное совпадение! Основной фигурой почти всех крупных музейных начинаний после 1917 г. стал Грабарь. Это он придумывал проекты сохранения русских ценностей, это он организовал Центральную мастерскую по реставрации. Это Грабарь постоянно занимался экспертизой и икон, и европейской и русской живописи. Однако в 1930 г. Грабарь заявляет, что бросает музейную науку, выходит на пенсию и теперь будет заниматься только личным художественным творчеством. Но почему в автобиографии по поводу этого знаменательного пункта своей жизни Грабарь мельком добавляет: «выбора у меня не было»? Личность такого масштаба всегда имеет выбор — это закон природы. Но чем знаменателен 1930 г.? Именно в этот год пересажали, выслали в ссылку или в эмиграцию практически всех дореволюционных академиков-историков. Взяли и Чирикова. Взяли многих других из музейной сферы. В биографии Грабаря, написанной спустя двадцать лет после 1930 г., я вдруг обнаружил фразу невероятную: «С 1929 по 1936 гг. работал в Гознаке по поднятию полиграфической культуры цеха художественной репродукции». Прочитав это, я с ужасом вспомнил, что в 1928 г. Гознак начал печатать фальшивые американские доллары, и эта афера была разоблачена западными банками в 1930 г. Уж не понадобился ли острый глаз Грабаря для «улучшения полиграфической культуры»? Печатание долларов и есть в чистом виде «художественная репродукция». Впоследствии я нашел в архивах даже квитанции Гознака о выплачивании Грабарю зарплаты, но не пенсии! Вот так-то. В архиве также хранится обращение Грабаря к Ягоде по поводу одного реставратора, уже отбывшего половину срока на Соловках. Грабарь просит «принудительно откомандировать» его для «несения обязанности по своей специальности», «хотя бы в дневное время». Откуда Грабарь знал, что существует форма заключения, когда зэки после работы возвращаются ночевать в тюрьму? Не участвовал ли сам Г рабарь в работе «лагерной шарашки по фальсификациям»? Еще с дореволюционных лет у Г. О. Чирикова был в работниках и в товарищах П. И. Юкин. Все самые дерзкие аферы с фальшивками были проделаны ими совместно. Юкин также пошел на работу в советские музеи, и также в 1930 г. был арестован. В своих воспоминаниях Юкин упоминает, что после года работы на лесоповале его вызвал уполномоченный ОГПУ и предложил работать по специальности. Что же поручили делать Юкину? Изыскивать минеральные пигменты, соответствующие гамме цветов древнерусской иконописи. Зачем ОГПУ натуральные краски православных икон? И, конечно, кроме И.Грабаря, в СССР не было тогда другого специалиста, столь компетентного в технической экспертизе фальшивок. Только Грабарь, и больше никто в СССР, составлял список минеральных пигментов древних иконописцев. Достаточно ли всех этих данных, чтобы утверждать, что я разгадал секрет советского иконописания? Конечно, хотелось бы найти нечто такое, которое сразу же убедило всех. И такой факт мне удалось найти.


ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

 
В советском архиве я нашел письмо, направленное заместителю наркома внешней торговли Хинчуку Л. М. Письмо говорит, что группа людей еще до революции освоила мастерство копирования икон в древнерусском стиле. Мы можем рисовать, и как Прокопий Чирин, живший 300 лет назад, и как Андрей Рублев. Мы выработали такую технику фальсификации, что наши подделки уже «покупали во Франции и Германии как подлинники». Нас сейчас, готовых к работе, 10 мастеров. Мы мыслим вот так практически осуществлять всю операцию: Московская Комиссия по охране старины предоставляет нам оригиналы из музеев, мы их возвращаем обратно, а наши копии продаем за границу. Трудовой почин был принят вышестоящим руководством. Если бы этот документ был обнаружен советским архивистом, то спровоцировал бы вопрос: ну, а было ли все это осуществлено? Но для меня тог же документ означал не начало, а конец изысканий. Я начал свои поиски от распознания фальшивой продукции и вот нашел тот документ, который лег в основу всей истории с советскими фальшивыми иконами. Находка этого документа переворачивает всю оценку действий советских торговцев. Письмо датировано 8 февраля 1929 г. Это означает, что приготавливая знаменитую выставку икон 1929-1931 годов, Госторг и Гинзбург, а, возможно, и Грабарь уже знали и о предложении фальшивщиков, и о резолюции начальства. Госторг глазами сопровождавшего выставку Грабаря проверял действие копий икон на западного зрителя. Вот почему Грабарь так много писал в Москву о том, что никто на Западе не верит, что большевики могут рисовать иконы. И вообще во всех письмах Грабаря из европейского путешествия идут сообщения о том, что фальшивками наполнена вся антикварная торговля и это нормально для капитализма. Меня заинтриговала в высказываниях Грабаря такая фраза: «В 1929 г. как-то особенно повезло на скандалы, связанные с подделками крупного масштаба». Имел ли в виду Грабарь и такую секретную информацию, что вскоре на Запад хлынут и фальшивые сталинские американские доллары, и прочий «привет из СССР»? Вот мы и разгадали тот способ, которым русская интеллигенция смогла спасти древние иконы от распродажи большевиков. Кроме фальшивых икон, я обнаружил в западных коллекциях огромное количество русского императорского фарфора с изображениями двуглавых орлов. Идентичные предметы, однако, имели различное качество выполнения. Это означает неминуемо, что многие из таких тарелок - фальшивки. Кто делал? В советском архиве нашел-таки я такую вот бумажку - ответ на запрос советского торгпредства в Берлине 1928 г. Ответ из Всесоюзного синдиката силикатной промышленности СССР гласит: на ваш запрос, смогли бы мы изготовлять старинную итальянскую майолику, отвечаем - сможем, но достаньте нам старинные итальянские образцы - формы. В свою очередь, предлагаем «встречный почин». В советских музеях много образцов русской старинной керамики, и мы можем снимать копии и наладить массовые репродукции. Затем я нашел «Отчет о работе за 1929 год», в котором правительству и партии рапортуется о трудовых успехах: «Изготовили: 42 профиля ваз и блюд, 3 шт. статуэток, изготовлено 55 штук гипсовых моделей. Использовано 10 штук старинных восточных и русских моделей по отбору представителей Берлинского торгпредства». Вот это да! Я и не догадывался, что еще и восточный фарфор фальсифицировали. И вообще в архивах попадаются всякие любопытные предложения. Из того же Берлина поступает запрос на Гжельскую керамическую фабрику: сделайте сосуды старинной русской формы и украсьте их царскими медными и серебряными монетами. Ну, кто и на Западе, и в СССР поверит, что комсомольцы и партийцы, в период, когда вся страна строит Днепрогэс, где-то тайком украшают предметы царскими двуглавыми орлами? Насколько высшая советская власть была в курсе фальсификаций «на местах»? Конечно, нет сомнений, что печатать фальшивые доллары никто бы в СССР не осмелился без личного одобрения Иосифа Виссарионовича. Так же никто не осмелился бы обслуживать и американского посла в СССР так, как его обслуживали. В 1937 г. в Москву прибыл полномочный посол Джозеф Дейвис с супругой. С первых же дней прибытия в Москву Дейвисы штурмовали ежедневно все советские комиссионные магазины и скупали антиквариат. Американский посол необычайно понравился Сталину. Во-первых, СССР был заинтересован в Америке, ибо на носу висела война с Германией. Во-вторых, сам Дейвис одобрял сталинские репрессии против высших большевиков. НКВД приставило к Дейвису своего переводчика и секретаря, чья фамилия не может не вызвать улыбки у людей, читавших советскую литературу,- Бендер. Доверие к Бендеру у американского посла было безгранично, он называл его «наш ангел хранитель». Посол мог даже посылать Бендера в магазин купить антиквариат. Вот так однажды в своем дневнике Дейвис записал: послал Бендера в Ленинград купить тарелки с двуглавыми орлами. Бендер вернулся без тарелок, по его словам они оказались «плохого качества». Другой случай. Во время своего путешествия по России Дейвис заглянул в Днепропетровск, нашел там комиссионный магазин и купил картину старого итальянского мастера. Однако вечерком к его персональному вагону собралась на перроне некая возбужденная толпа жителей. Выглянув в окошко, посол заметил своего «ангела хранителя», державшего за шкирку несчастного директора магазина. Оказалось, что Бендер тут же дознался, что, во-первых, директор завысил цену за картину, но главное, что картина оказалась фальшивкой. Спрашивается: откуда у простого советского энкаведешника такие глубокие знания экспертизы искусства? Ответ прост, следовательно, правительство вело учет своей фальшивой продукций) и по специальным спискам или по специальным меткам Бендер и определил, что можно всучить послу, а что и не рекомендуется. Среди всех иностранцев, погревших руки на финансовых афеpax с Кремлем, безусловно, выделяется Арманд Хаммер. Всем известно, что Хаммер вывозил из СССР антиквариат вагонами и пароходами. Чей антиквариат? Свой собственный или советское имущество для перепродажи? Как-то Хаммер дал интервью американскому журналисту. Журналист спросил: ну а не припоминаете ли вашу первую встречу с вашим первым антиквариатом? Ха-ха, добродушно улыбнулся Хаммер,- было это в Москве, и принес мне мой агент картину Рембрандта. Я купил, затем мой брат Виктор отвез картину в Берлин для экспертизы самому Фриндлендеру. Тот, увидев картину, весь так и затрясся: да это не простой Рембрандт, а лучший! Однако все-таки потер спиртом краски и вдруг увидел, что они растворяются, как свежие. Хаммера опять поздравили: ну и ну — первый раз вижу такую фальшивку — лучшую в мире. Дальше события развивались по двум версиям. Хаммер сказал журналисту, что, дескать, потребовал в Москве, чтобы ему вернули деньги, но вместо денег ему предложили другие картинки, и он взял. По версии московских реставраторов, современников этой операции, Хаммеру предложили еще больше фальшивых Рембрандтов, и тот согласился соучаствовать в аферах с советским правительством. Недавно вышла книжка «О реальном Хаммере», в которой упоминается, как браг Арманда, Виктор, утверждал, что советское правительство снабдило Хаммера клеймами Фаберже, и тот открыл в Париже мастерскую, где штамповали «по-фабержиному» налево и направо. Мастерские «а ля Фаберже» были также и в Москве, и в Ленинграде. Хаммер, по свидетельству его брата, отстегивал определенный процент от продажи фальшивок Микояну, наркому торговли СССР.


ФАЛЬШИВЫЙ БЛЕСК ИМПЕРИИ

 
Автором сталинских Рембрандтов был, конечно, и вне всяких сомнений, Василий Яковлев, который еще до революции промышлял этим искусством. После смерти Яковлева была выпущена книга Упоминаний о нем. Лев Никулин, специализировавшийся на романах из архивов КГБ, так написал про своего умершего приятеля: «Он мог написать картину, имитируя старого мастера так, что опытнейшие знатоки признавали ее новооткрытым Рембрандтом». Недаром же существует легенда, что в некоторых американских музеях висят «подлинники» старых мастеров, написанные Яковлевым. Да и легенда ли это! (Вы обратили внимание, что последняя фраза не вопрос, а утверждение — восклицательный знак!) Василий Яковлев не был частным лицом московского подпольного мира. Совсем наоборот. Яковлев возглавлял всю реставрацию картин старых мастеров в московском Музее изобразительных искусств. Вот такое совпадение: главный дореволюционный подделыватель икон Чириков стал главным советским реставратором икон, а главный дореволюционный фальсификатор европейской живописи Яковлев стал главным московским реставратором оной!!! Ну разве не прав был Сталин, выдвигая свой лозунг: «Кадры решают все!». Чтобы представить себе весь ужас музейной атмосферы СССР того времени, достаточно напомнить, что в 1934 г. «гордость советской науки» Реставрационную мастерскую ликвидировали и саму реставрацию объявили вредной пролетариату. ЦГРМ была закрыта под таким издевательским предлогом: «Нужно помещение для дворников Дома Правительства!».
Вот вам, музейщикам, наш большевистский плевок прямо в ваше интеллигентное лицо. 1934-й год! Первый съезд советских писателей. Карл Радек со всей большевистской прямотой с трибуны бросает установку: «Каждый камень древнего германского города Кельна имеет большую историю культуры, чем все здания царской России». И в этом году взлетает в воздух Сухаревская башня в Москве. Большевизм покрыл русские музеи зловонной атмосферой подлога. Подлог распространялся не только на иностранцев, но и предназначался и родным советским людям. В 1933 г. Совнарком издал постановление об изъятии из всех музейных экспонатов драгоценных камней. Камни выковыривались и заменялись стеклянными имитациями.

ЭПИЛОГ
 
Собранные мною материалы свидетельствуют, что сталинские искусствоведы в штатском нашпиговали многие великие мировые музеи своей продукцией. Так, например, в Нью-Йоркском музее. Метрополитен десятки фальшивых икон, столько же и в знаменитом Лувре. А вот в Национальной галерее Норвегии еще больше фальшивок, да и в Национальной галерее Швеции немало. Германский музей Реклингхаузен также инфицирован подделками. Эпилог пока не может быть написан. Нужна организация, нечто вроде Международной комиссии - Трибунала для расчистки мировых музеев от продукции сталинского культурного Гулага. И нельзя забывать, что ныне раскрывается мистификация, неслыханная в истории человечества. Никогда прежде ни одно правительство ни одной страны не дискредитировало культуру собственного народа. И никогда прежде ни один народ не попадал в такие условия, когда для спасения национальной культуры для себя пришлось фальсифицировать ее в глазах остального человечества. Аминь!


Опубликовано: Мистификации XX века. "Культура", № 14, 1994.

© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2014

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Комментариев нет:

Отправить комментарий