Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, памятник архитектуры XVII в., может исчезнуть на наших глазах. Причина тому – планируемая застройка соседнего Западного речного порта. Кроме того, храм, стены которого помнят еще Петра I, нуждается в реставрации. Но провести ее мешает неясный правовой статус памятника.
"- на территории отдела русской художественной культуры XVII в. (церковь Покрова в Филях) будет построен экспозиционно-выставочный зал с сопутствующими ему фо
"- параллельно этому на территории охранной зоны церкви Покрова в Филях будет возведен деревянный приходской храм, что позволит снять чрезмерную эксплутационную нагрузку с памятника;" НЕ ВЫПОЛНЕНО к 2014 году! Администрация Геннадия Попова даже НЕ вела НИКАКИХ переговоров на эту тему с РПЦ:-)
Согласно Акту проверки Счетной палаты, «в соответствии с Положением музей имеет филиал - "Церковь Покрова в Филях", филиал не имеет самостоятельного статуса. Документа, определяющего его отношения с музеем на момент проверки не разработано»: http://expertmus.livejournal.com/2748.html
На данный момент зав. отделом «Церковь Покрова в Филях» числится Наталья Игнатьевна Комашко, которая палец о палец не ударила, чтобы помочь спасти уникальный музейный объект культурного наследия федерального значения, находящийся в аварийном состоянии!
В распоряжении Путин пишет: «Принять предложение министерства культуры России о передаче». Пикантность ситуации заключается в том, что 28 марта, в день, когда президент подписал распоряжение, министр культуры Михаил Швыдкой проводил у себя совещание по тому же самому вопросу. В соответствии с имеющимся в распоряжении „Ъ" протоколом совещания, участники пришли к решению о строительстве другого «храма на прилегающей к памятнику территории».
Владимир Путин передал Борису Михайлову пока только нижний храм, но сделал РПЦ балансодержателем и фактически подчинил ей музей… Получив распоряжение Владимира Путина, Михаил Швыдкой предпринял отчаянную попытку выправить ситуацию, полностью дезавуировав преамбулу распоряжения, ссылающегося на «предложение Минкульта». «Вопреки мнению Министерства культуры Российской Федерации и Министерства государственного имущества Российской Федерации и в нарушение регламента Правительства РФ,- пишет он 30 марта - выпущено распоряжение Правительства РФ о передаче церкви Покрова в Филях. Последствия такого решения очевидны: нерегламентированное использование памятника приведет к необратимым утратам и его разрушению в течение 1-2 лет». Швыдкой просит «провести служебное расследование по факту выпуска распоряжения» и приостановить его действие.
Поскольку это первый подарок Владимира Путина православной церкви, шансы на то, что просьбы Швыдкого будут исполнены, сравнительно невелики.
Отец Борис (Михайлов):
- Как вам удалось добиться решения Путина о передаче храма вопреки мнению Министерства культуры?
- Не вопреки, а благодаря Министерству культуры. 2 марта состоялось совещание у заместителя министра Мингосимущества Николая Гусева, на которое первый заместитель министра культуры Наталья Дементьева передала письмо о согласии министерства на передачу нам храма. На основании итогов совещания вице-премьер Матвиенко выпустила распоряжение передать нам храм в 10-дневный срок.
- Среди музейщиков у вас очень плохая репутация. Директор Останкинского музея Геннадий Вдовин говорит, что вы уничтожили его реставрационные мастерские.
- Вдовин - лжец. Вдовин выставил меня из музея в 1989 году с пятью детьми. Музей не представляет интересы усадьбы, я могу это сказать ответственно, я кандидат искусствоведения. Усадьбе важнее, чтобы там существовала религиозная жизнь, которая началась там до всякой усадьбы, а уж тем более до Вдовина. Вдовину выгодно, чтобы там существовала реставрационная фирма, занимала церковные здания. Я не хочу это педалировать, но Вдовин меняет уже вторую иномарку.
- Вернемся к Филям. Община, которой передан храм, откуда она появилась?
- Она была зарегистрирована при храме в 1991 г. Община шла на то, чтобы храм использовался по прямому назначению».
Опубликовано: Коммерсантъ, № 58, среда, 5 апреля 2000 г.
Сток под вопросом
«Исторически здесь всегда был естественный сток вод. Вода течет по склону, попадает в Москва-реку, – протоиерей Борис Михайлов, настоятель Покровского храма в Филях,
показывает рукой в сторону набережной. – Что планируют сделать сейчас?
Территорию в низине, где была промзона речного порта, хотят застроить
70-метровыми жилыми домами, провести там восьмиполосное шоссе. Под это
строительство нужно будет забетонировать площадку, и она станет плотиной
на пути воды. На том месте, где сегодня стоит храм, будет болото».Отец Борис – искусствовед по образованию. Он написал книгу по истории филевского храма и влюблен в него всей душой. О грядущей застройке настоятель узнал от местных жителей, многие из которых его прихожане.
Они развернули настоящую борьбу против строительных планов. Застройка, по их мнению, повредит не только храму, но и сделает невыносимой жизнь остальных обитателей Новозаводской улицы.
Сложные грунты под местом будущего строительства приведут к разрушению соседних домов, исчезнут спортивные площадки, квартал окажется в кольце дорог.
Местные жители собрали более 1000 подписей в свою поддержку, написали обращения президенту Путину, премьер-министру Медведеву, мэру Москвы Собянину, в целый ряд государственных учреждений.
Образцы этих писем выложены в соцсетях. Их предлагают подписать и отправить от своего имени всем желающим.
– Я такой пролетарской ярости не видел, воспроизвести это невозможно, – вспоминает о. Борис общественные слушания в ноябре 2013 г., где жильцы встретились лицом к лицу с застройщиками.
Застройщик – ОАО «Порт-Сити», одним из учредителей которого является Михаил Хубутия, председатель Союза грузин России и председатель совета директоров торгового дома «Шатер» (управляет московскими Гостиным Двором и Манежем).
– На слушаниях застройщикам удалось получить перевес в голосах, – свидетельствует защитник архитектурного наследия Москвы Сергей Клычков. – Они представили свои списки, где фигурировало более 2000 подписей за строительство. В основном в этих бумагах подписались сотрудники ближайших кафе и шиномонтажей. Сейчас местные жители обратились в прокуратуру, поскольку подозревают, что часть подписей подделали.
Судьба строительного проекта, который поставит под угрозу будущее уникального храма, сегодня неясна. «Понятно, что застройщики не откажутся от него просто так, будут продавливать его», – говорит о. Борис Михайлов.
В самом «Порт-Сити» отрицают, что застройка Западного порта негативно повлияет на состояние храма. «Разговор про отсутствие стоков – это разговор дилетантов, – говорит сотрудник компании, который отказался назвать свое имя. – Понятно, что о сплошной бетонной стене, которая создаст болото наверху, речи не идет. Все-таки проект делали специалисты».
«Не нужно быть специалистом, чтобы понимать: три 70-метровые высотки и многополосная трасса нарушат исторически сложившуюся гидрологеолгическую ситуацию», – говорит о. Борис Михайлов.
По словам сотрудника «Порт-Сити», сейчас проект проходит доработку в НИИ Генплана. Сроки начала строительства пока неизвестны.
Статус-кво
Строительство под стенами древнего храма – не единственная опасность, которая его подстерегает. Эксперты определяют современное состояние храма как «аварийное».«Последнюю реставрацию проводили в 2000 г. Тогда же констатировали, что памятник находится в неудовлетворительном состоянии», – говорит Сергей Клычков.
По его словам, проведению реставрационных работ мешает неопределенный статус храма. В 2013 г. церковь Покрова в Филях получила статус федерального объекта культурного наследия. При этом процедура передачи памятника в федеральную собственность так и не была доведена до конца, и церковь Покрова по-прежнему находится на балансе города!!!
Сегодня в храме располагается филиал Музея имени Андрея Рублева. Музей сохраняет за собой верхний и нижний храмы. Верхний храм в летнее время открыт для посетителей, нижний храм распоряжением Правительства Российской Федерации должен быть передан в пользование прихода.
Но эта передача до сих пор не осуществлена, говорит о. Борис Михайлов. Приход имеет возможность служить в храме в определенные дни по соглашению с администрацией музея.
Музей – пользователь памятника на правах охранно-арендного договора с Департаментом культурного наследия Москвы (Москомнаследием), говорит Сергей Клычков. Двойственный статус храма делает невозможным получение бюджетных средств на реставрацию памятника и развитие охранной зоны.
«Протечки и подсосы, вода. Вот основная проблема храма в настоящее время, – говорит о. Борис Михайлов. – Вчера мне показали нижний цоколь с внутренней стороны. И там везде желтые разводы – то есть вода всасывается и идет по камню. Он же там беленый, и хорошо видно, как происходит подсос – раз волна развода, два волна…».
По словам о. Бориса, ни священник, ни приход исправить эту ситуацию не могут: «Как приход мы зарегистрированы в этом храме с начала 1990-х гг. Но до сих пор мы не можем реализовать свое право на служение в нем и участвовать в реставрационном процессе».
Прошлое
Здание храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях возвели в 1690-1693 гг. на средства боярина Льва Кирилловича Нарышкина в его загородной усадьбе.Храм – образец архитектурного стиля, который называют «нарышкинским барокко». На первом этаже находилась зимняя отапливаемая церковь Покрова Богородицы. Над ней – церковь Спаса Нерукотворного. Ее назвали в благодарность Богу за спасение Льва Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта. От рук стрельцов погибли многие его родные. Сам Лев Кириллович молился перед иконой Спаса и выжил.
Известно, что на украшение храма пожаловал 400 червонцев Пётр I. Нарышкин приходился царю родным дядей. В 1703 г. после взятия Нарвы Пётр I привез в подарок для церкви цветные витражи.
Зодчим и автором иконостаса в верхней церкви, главной храмовой достопримечательности, был Карп Золотарёв, глава художественной мастерской Посольского приказа. Он известен своими работами в Крестовоздвиженской церкви Московского Кремля, Новодевичьем и Донском монастырях.
Во время войны 1812 г. в нижнем храме французы устроили конюшню. Из-за этого первоначальное убранство нижней церкви не сохранилось. Интерьер верхней церкви, где французы разместили портняжную мастерскую, пострадал меньше.
В июле 1941 г. храм был закрыт, последняя служба состоялась 12 июля. В целях маскировки от авианалётов разобрали главы и верхний ярус, наверху посадили зенитчика. Во время военных действий под Москвой храм использовали как лазарет.
Первое богослужение в нижнем храме провели в 1992 г. Ежегодно 28 августа на празднование Спаса Нерукотворного с милостивого разрешения администрации музея прихожане храма совершают крестный ход и молебен в верхней церкви. Протоиерей Борис Михайлов ждет этого дня: «Входя туда, видя этой потрясающей работы иконостас, это великолепие – я каждый раз ощущаю настоящий духовный подъем».
Михаил Боков
Фото Ефима Эрихмана
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.