Спасо-Андроников монастырь всегда был центром духовного единения, символом возрождения Руси. Он первым встретил Дмитрия Донского, который с победой возвратился в Москву с поля Куликова. Рядом с монастырём на берегах Яузы закипела жизнь, возникли новые поселения, слободы. В этих краях любил бывать Иоанн Грозный. Он не только охотился в лесах Заяузья, но и повелел строить дорогу на Владимир с проезжими станциями, которые называли ямами. Так появилось слово ямщик, а дорогу в народе прозвали Владимиркой (теперь это шоссе Энтузиастов).
С монастырём Нерукотворного Образа Спаса на Яузе связаны последние годы жизни Андрея Рублёва. По преданию он там похоронен в 1428 г. Святой Преподобный иконописец Андрей Рублёв был приверженцем исихазма, религиозно-мистического учения о внутренней связи с Богом. Молчание иконописца оборачивалось новыми творениями. И сегодня он беседует с нами на языке красок. Обратная перспектива древнерусских икон – отражение расширяющейся Вселенной.
На берегу Яузы остались фрагменты фресок Андрея Рублёва на стенах белокаменного Спасского собора. Это самое древнее сохранившееся здание Москвы.
Андрониковский монастырь. Художник - Ольга Рудина. Масляная пастель, 2002 г.
См. также по данной теме:
Спасо-Андроников монастырь. Музей имени Андрея Рублева: http://www.expertmus.com/2012/03/blog-po
Андроников монастырь – Википедия: http://expertmus.livejournal.com/20242.h
П.Д. Барановский. ПАМЯТНИКИ АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЖИЗНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ РУБЛЕВА (1947)
Древнейшими находками на территории Спасо-Андроникова монастыря являются каменный топор и кремневый наконечник копья. Эти предметы датируются эпохой бронзы (начало 4 - начало 1 тыс. до н. э.). В непосредственной близости от монастыря обнаружены следы селища (городища?), относящегося к железному веку (1 тыс. до н. э.-VII в. н. э.). Этими находками исчерпываются свидетельства о наиболее раннем периоде истории.
C Владимирской дорогой связано селище XI-XIII вв., расположенное к востоку от Спасо-Андроникова монастыря, а со второй половины XIV в. - возникновение и деятельность самого монастыря. Спасо-Андроников монастырь, основанный св. митрополитом Алексием около 1357 г., достаточно хорошо исследован археологами. В первую очередь изучали Спасский собор, датированный в пределах 1360-1420 гг. Реставрационные и археологические работы в соборе производились в 1950-х-60-х гг. Археологические исследования были возобновлены в 1989 г., затем продолжались при наблюдениях за строительством в 1992-1993 гг.
В ходе исследований был изучен древнейший некрополь монастыря, наиболее ранние захоронения которого датируются по крайней мере XV в. Одно из таких захоронений, предположительно рубежа XIV-XV вв., - погребение инока с кожаным плетеным крестом, причем в затылочной части черепа имелся характерный пролом, вероятно, от копья. Во время раскопок 1993 г. в дубовой колоде была обнаружена нижняя часть мощей преподобных Андроника и Саввы и кожаный пояс с железной пряжкой. Мощи отличались поразительной сохранностью по сравнению с истлевшими костяками синхронных слоев. Отсутствие верхней части мощей было несомненно связано с перестройками Спасского собора в первой четверти XV в.
По-видимому, в Спасском соборе или рядом с ним располагалось и захоронение преподобного Андрея Рублева. Текст эпитафии на позднейшей надгробной (памятной) доске, изготовленной в XVI в., был впервые исследован П. Д. Барановским, скопировавшим впоследствии и текст надписи надгробия знаменитого иконописца, вскоре утраченного.
Археологически исследовался и поздний некрополь монастыря. В октябре 1954 г. во время строительных работ в алтарной части церкви Знамения, в нижнем ярусе монастырской трапезной были обнаружены захоронения начала XVIII в., разрушенные и заваленные строительным мусором, - видимо, остатки усыпальницы бояр Лопухиных. При работах 1989 г. было обнаружено захоронение епископа устюжского Пахомия, погребенного в 1789 г.
Лефортово / Автор текста Н. Сидорина; Фото ил. И. Золотинский, Л. Сидорина. М.: ООО «Центральный издательский дом», 2012. 144 с.: ил.
Также на сайте управы
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2012
Комментариев нет:
Отправить комментарий