Телеканал Mezzo анонсировал трансляцию 20 июня в 11:50 (по московскому времени) прелюдии Клода Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна» (`Prélude à l`après-midi d`un faune`). У дирижерского пульта Герберт фон Караян (запись 1978 г.).
В российских медиа по неизвестным причинам объявили трансляцию … балета «Послеполуденный отдых фавна» с Николаем Цискаридзе в главной партии: http://tv.yandex.ru/213/program/419241/event/42083788
Видимо, сказалось публичное напряжение вокруг его предстоящего 30.06.2013 г. отчисления из труппы Большого театра, на что уже бурно отреагировала даже Анна Нетребко, в сердцах заявив, что «из Большого надо всех уволить!»…
См. по данной теме статьи –
Министр культуры Владимир Мединский посоветовал Иксанову, как «правильно» уволить Цискаридзе: http://rublev-museum.livejournal.com/405
Об утраченном мужском достоинстве главного символа империи: http://expertmus.livejournal.com/86418.h
Боль о Большом: http://rublev-museum.livejournal.com/239
Запрещенная на «Эхо Москвы» статья «Корсар с яхты Eclipse (video): Абрамович и Жукова в Большом»: http://rublev-museum.livejournal.com/401
Тем не менее, на Mezzo будет транслироваться на самом деле Claude Debussy. Prélude à l'après-midi d'un faune. Orchestre Philharmonique de Berlin, Herbert von Karajan (direction). Enregistré en 1978 à la Philharmonie de Berlin
http://www.mezzo.tv/nos-programmes/diffu
Напомним, что эта всемирно известная прелюдия была написана по одноимённой эклоге С. Малларме (1892-1894):
Так, влагу высосав из ягод золотых,
Чтобы притворством скрыть досаду слез смешных,
Вмиг, к небу летнему, насмешник, гроздь пустую
Подъемля, в шелуху прозрачную я дую
И так до вечера смотрю я сквозь, хмельной…
Эклога «Послеполуденный отдых фавна» предназначалась для известного французского актера Коклена-старшего - для декламации, иллюстрируемой танцами. Дебюсси, познакомившийся с эклогой в 1886 г., задумал дополнить чтение трех- частной композицией: прелюдией, интерлюдией и финалом (парафразой). Однако смысл стихотворения оказался полностью исчерпан уже в прелюдии, не потребовав продолжения. Услышав ее впервые в авторском исполнении на фортепиано, Малларме был восхищен: «Я не ожидал чего-либо подобного! Эта музыка продолжает настроение моего стихотворения и дополняет его более ярко, чем краски. Ваша иллюстрация Фавна не только не диссонирует с моим текстом, наоборот, она превышает его ностальгией, изумительной чуткостью, мечтательностью и богатством».
Премьера состоялась 22 декабря 1894 г. в Париже, на концерте Национального общества под управлением Гюстава Доре. Как вспоминал впоследствии дирижер, уже во время исполнения он внезапно почувствовал, что слушатели совершенно покорены этой музыкой, и тотчас же по окончании она была сыграна снова. Это был первый настоящий успех Дебюсси.
В 1912 г. на музыку «Послеполуденного отдыха фавна» обратил внимание организатор Русских сезонов в Париже С. Дягилев, который стремился пополнить репертуар своей труппы. В нем уже были такие произведения, как «Павильон Армиды» Черепнина, «Клеопатра» («Египетские ночи») Аренского, «Жар-птица» и «Петрушка» Стравинского. С организацией на основе Русских сезонов Русской балетной труппы Дягилева в 1911 г. вопрос нового оригинального репертуара встал еще острее. Было решено поставить одноактный балет «Послеполуденный отдых фавна», где хореографом и исполнителем роли Фавна выступил выдающийся танцовщик Вацлав Нижинский (1889, по другим данным 1890-1950), который совсем не понравился композитору, назвавшему Нижинского молодым дикарем и порочным гением.
Решение балета было оригинальным, декорации и костюмы создал Леон Бакст. Во время посещения Лувра с Леоном Бакстом Нижинский был вдохновлен греческой керамикой выполненной в технике краснофигурной вазописи. В особенности его поразили аттические кратеры изображающие сатиров преследующих нимф и сюжеты из «Илиады». Он сделал несколько эскизов, которые могли бы дать идеи для хореографии. В танцах господствовал строгий отбор движений: пластика воспроизводила античные барельефы и живопись на вазах. Отдельные позы выдерживались подолгу. Нижинский ограничил место действия просцениумом, подчиняя все движения как Фавна, так и нимф угловатому рисунку. Преобладала «низовая» пластика, изредка словно взрываемая дикими прыжками. Пантомима, обычная в балетах, отсутствовала: все поглощал танец, своеобразный, почти лишенный грации, подчиненный образности. Последний жест Фавна, падающего на забытое нимфой покрывало и замирающего в истоме, шокировал публику.
На премьере, состоявшейся 29 апреля 1912 г. в парижском театре Шатле, «половина присутствовавших свистела, половина бурно рукоплескала», - свидетельствует критик. Разнесся слух, что парижская полиция запретит показ балета как непристойного. В защиту поистине гениального исполнения Нижинского выступил, в частности, Роден. «Никогда поведение Нижинского не было столь значительным, как в его последней роли. Никаких прыжков - только позировка и жесты полубессознательной бестиальности. Он ложится, опирается на локоть, ходит на полусогнутых ногах, выпрямляется, движется вперед, затем отступает, движения его, то медленные, то отрывистые, угловатые <...> Полная гармония мимики и пластики тела, точно выражающего то, что подсказывает ум <...> Его можно принять за статую, когда при поднятии занавеса он лежит во весь рост на скале, подняв одно колено и держа у губ флейту. И ничто не может так потрясти, как последний его жест в финале, когда он падает на забытое покрывало, целует и страстно прижимается к нему», - писал скульптор. Поскольку спектакль получил «успех скандала», на следующие представления публика валила валом. В истории балета «Послеполуденный отдых фавна» остался как первый дерзкий опыт своеобразного хореографа и положил начало безграничным экспериментам в XX веке.
Действующие лица:
Фавн
Старшая нимфа
Нимфы
Действие происходит в античной Греции в мифическое время.
Премьер Большого театра Николай Цискаридзе является постоянным участником проекта «Русские сезоны XXI век», инициированного Благотворительным фондом им. Мариса Лиепы, компанией SAV Entertainment и театром «Кремлевский балет». Новые сезоны призваны возрождать к новой жизни некогда знаменитые постановки легендарной антрепризы Сергея Дягилева - «Русских сезонов» XX века.
Об этом хореографически-культурологическом проекте и о своем отношении к Вацлаву Нижинскому Николай Цискаридзе рассказывал: «когда возникла идея, что можно сделать все, как было нарисовано у Бакста и сделано у Дягилева, я с радостью согласился еще раз начать все сначала и попытаться вернуться к этому прекрасному спектаклю. Что касается балета "Послеполуденный отдых фавна", то из русских танцовщиков его никогда никто целиком, полным спектаклем, в России не танцевал - я буду первым».
В 2007 г. состоялся творческий вечер артиста на сцене Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, где он выступил в балете «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (хореография по В. Нижинскому; Нимфа - солистка Музыкального театра Татьяна Чернобровкина). В 2010 г. Николай Цискаридзе показал «Послеполуденный отдых фавна» в Париже на сцене Театра Елисейских полей, в 2011 г. - на сцене лондонского театра Колизей. Пластика и выразительность таланта Н. Цискаридзе особенно видна на застывших кадрах балета.
Трансляция on-line: http://tuchkatv.ru/158-mezzo.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий