В блоге Музея имени Андрея Рублева уже не раз поднималась тема воспетого в песнях народного героизма в сражениях за Родину. Так, например, песня «Смело мы в бой пойдём» была создана на основе армейской песни времен Первой Мировой войны «Слыхали, деды, война началася», мелодия куплетов которой восходит к популярному романсу 1902 г. «Белой акации гроздья душистые», а для припева использована мелодия гусарской мазурки. Припев «Смело мы в бой пойдем», кстати, вошел и в другие песни того времени, в частности, он был использован в песне Февральского переворота 1917 г. «Чуть заря занялась над Россией», которая первоначально не имела припева.
Добровольцы армии генерала А.И. Деникина, переделав и дополнив куплеты песни «Смело мы в бой пойдем», сделали ее гимном Добровольческой армии (см. видео). Может быть, по этой причине в СССР были попытки запрета этой песни. Так, в 1930-31 гг. Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ) призвала запретить красноармейскую песню «Смело мы в бой пойдем» как «перелицовку старого буржуазного песенного хлама»: http://expertmus.livejournal.com/55574.h
Пожалуй, самая известная песня «Священная война», впервые прозвучавшая в исполнении хора Александрова 26 июня 1941 г., в первые дни Великой Отечественной войны, была написана на текст стихотворения, появившегося еще в годы Первой Мировой войны в 1916 г.: http://www.expertmus.com/2012/05/blog-po
Его автор Александр Боде выразил с удивительной силой то огромное воодушевление и духовный подъем, который охватил не только армию, но и весь народ после того, как Всероссийский Император Николай II принял на себя Верховное главнокомандование в самое критическое время, когда под натиском немцев в августе 1915 г. пала Варшава и положение Русской армии стало угрожающим. В твердой вере, что его присутствие обязательно поднимет моральный дух всей армии, Государь сказал тогда Родзянко: «Пусть я погибну, но зато я спасу Россию»: http://expertmus.livejournal.com/57798.h
Одной из всенародно любимых песен Великой Отечественной войны бесспорно стали знаменитые «Соловьи», которые в священный День Великой Победы наша редакция предлагает вниманию всей своей многотысячной аудитории в исполнении лучшего современного тенора России Александра Подболотова (не чета никаким басковым!), которого еще Владимир Высоцкий называл своим самым любимым певцом (запись с праздничного вечера в концертной студии «Останкино» 7 ноября 1984 г.).
См. также по данной теме –
«Священная война» - знаменитая песня двух Мировых войн: http://www.expertmus.com/2012/05/blog-po
Надругательства над святынями, пастырями и верующими: http://rublev-museum.livejournal.com/128
Парад Победы – от Сталина до Путина: http://expertmus.livejournal.com/74346.h
Уроки истории: о церковных «власовцах», историческом беспамятстве и фашистском супрематизме: http://expertmus.livejournal.com/35948.h
Трагедия России: о лабаруме, золотых погонах и сионизме: http://expertmus.livejournal.com/36438.h
У кого хасиды позаимствовали свой гимн: http://expertmus.livejournal.com/94350.h
К сожалению, данные о времени создании песни «Соловьи» довольно противоречивы. В разных источниках утверждается, что время её появления от начала войны до дней Победы. В архиве её автора - поэта Алексея Фатьянова сохранился черновик этого стихотворения с многочисленными авторскими пометками и исправлениями, датированный 1942 г.
Наверняка, многие знают и любят песни Алексея Фатьянова, хотя бы по известным кинофильмам: «Свадьба с приданым» («Хвастать, милая, не стану», «На крылечке твоем»), «Небесный тихоход» («Перелетные птицы» и «Потому что мы пилоты»), «Большая жизнь» («Три года ты мне снилась»), «Весна на Заречной улице» («Когда весна придет»), «Дом, в котором я живу» («Тишина за Рогожской заставою...») …
Для справки: выдающийся русский поэт-песенник Алексей Иванович Фатьянов (5.03.1919 - 13.11.1959) родился в г. Вязники. В 1938 г. по окончании школы-студии принят в труппу театра Красной Армии. С 1940 г. - в ансамбле Орловского военного округа (артист-чтец и ведущий концертов). Начало Великой Отечественной войны застает его на гастролях в авиагарнизоне под Брянском. Фатьянов пишет сатирические частушки, сценки, песни. Просит отправить его на фронт. Оказавшись в окружении, ансамбль трое суток прорывается к своим. Фатьянов ранен, после госпиталя направлен в войска Южно-Уральского округа. Весной 1942 г. он знакомится с композитором В. П. Соловьевым-Седым, в содружестве с которым пишет песни «Соловьи», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Наш город» («Песня о Ленинграде») и др. Войну рядовой Фатьянов заканчивает в действующей армии, при взятии венгерского города Сехешфехервара был ранен. В доме семьи Фатьяновых в Вязниках открыт Музей русской песни. Ежегодно с 1974 г. проводится Всероссийский песенный праздник «Соловьи, соловьи». Союзом писателей России учреждена Фатьяновская литературная премия (с 1996 г.).
О рождении песни «Соловьи» сам поэт оставил следующие воспоминания: «Помню фронт. В большой зелёной роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во всё горло, как бы утверждая жизнь, защёлкал соловей! И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна»» (так изначально называлась песня).
В последние дни 1944 г., перед Новым 1945 г., получив лёгкое ранение и медаль «За отвагу» в боях за освобождение Секешфехервара, а с ними и краткосрочный отпуск, Фатьянов привёз стихотворение «Пришла и к нам на фронт весна» в Москву и показал их композитору Марку Фрадкину и тот уже было принялся за работу, но в это время Фатьянов узнал, что Соловьев-Седой находится в гостинице «Москва». Алексей забрал стихи и отдал их своему другу.
В. Соловьев-Седой проигрывает вновь сочиненную песню «Соловьи» С. Лемешеву и А. Фатьянову
Интересно, что с успехом этой песни творческий псевдоним композитора Соловьёва стал длиннее - он стал подписывать свои произведения: В.П. Соловьёв-Седой, а до этого было просто: В. Седой. Вот как сам композитор вспоминал о создании знаменитой песни «Соловьи»: «1944 год выдался урожайный. Я написал две песни на слова А. Прокофьева и более десяти - на слова Фатьянова. Из них наибольшую популярность приобрели «Соловьи» и «Ничего не говорила». Писались они легко и весело: на фронте дела шли хорошо…
…Алеша Фатьянов всегда возвращался неожиданно. Так и в этот раз. Как с неба свалился!
- Ты откуда?
- Из Венгрии. Дали краткосрочный отпуск, чтобы с тобой повидаться.
- Ну, как там дела?
- Дела хороши. Вышибли фрицев из города! Наградили медалью и к тебе отпустили!
- А из какого города?
- Ну, знаешь, его было легче взять, чем выговорить.
Только через два дня Фатьянов наконец вспомнил: Секешфехервар. И рассказал, как одним из первых ворвался в этот город, высунувшись по грудь из раскрытого люка танка.
В тот приезд он привез новые стихи и читал их мне всю ночь напролет, перемежая рассказами о фронтовых делах, о ломающем ожесточенное сопротивление противника победоносном рывке Советской Армии далеко на запад. Вот тогда-то я и услыхал стихотворение «Соловьи»…
Я не спал после этого дня два, не мог сладить с необычайным волнением, охватившим меня. Еще шла война, еще лилась кровь, и наши советские парни гибли на полях сражений. Победа была уже близка, она была неотвратима, и тем ужаснее казались теперь наши потери. Умирать всегда тяжело. Вдвойне тяжело умирать накануне победы, не дождавшись ее торжества. Мы много говорили об этом, и вдруг: «Соловьи, соловьи, не тревожьте ребят…». В один присест написал песню. Написал, спел сам для себя. Кажется, получилось. Но сомнения не покидали меня…
Тут подал голос Фатьянов. Встал в позу романтического героя и, размахивая руками, изрек:
- Давай проверим на публике.
Я не сразу понял, о какой публике идет речь. Но Фатьянов предложил организовать небольшой концерт для работников гостиницы «Москва» и здесь исполнить впервые наших «Соловьев».
…В холле четвертого этажа собрались коридорные и горничные, администраторы и полотеры, уборщицы и сантехники. Где-то в глубине зала сидело несколько военных, живших в гостинице.
Мы начали концерт. Фатьянов читал стихи, я пел песни. Дошел черед и до «Соловьев». Я начал так, как это и было записано у Фатьянова:
Соловьи, соловьи, не тревожьте ребят,
Пусть ребята немного поспят.
Концерт прошел хорошо. Признаюсь, волнение, которое вызвала песня, было милей всяких почестей, аплодисментов, цветов.
После концерта ко мне подошел высокий и статный военный и представился:
- Генерал Соколов. Вот что, Василий Павлович, мой вам совет: замените в первой строфе слово «ребят» словом «солдат». Так будет лучше. Я принялся спорить: мол, «солдата - слово какое-то старое. За годы войны мы привыкли к слову «боец». А слово «ребята» - нормальное слово. Теплое, душевное.
Генерал не сдавался. Он разъяснил, что теперь слово «солдат» обрело свой истинный, почетный смысл, что все мы, независимо от воинских званий, занимаемых должностей и знаков различия, солдаты героической Советской Армии. В такой песне слово «солдат» будет куда уместнее, чем «ребят»…
- А песня у вас получилась замечательная, - заметил Соколов в заключение. Так «Соловьи» получили генеральское «добро».
Послушались мы Соколова, конечно, не потому, что «генерал приказал», хотя Фатьянов был, кажется, в сержантском звании, я же воинского звания не имел вообще, и, стало быть, по военным законам мы должны были стоять перед генералом по стойке смирно. (Был, правда, случай, когда какой-то писарь, оформляя мои проездные документы, на соответствующих строчках казенного бланка написал мою фамилию и инициалы, а против графы «звание», подумав и почесав затылок, добавил: «начальник песенного довольствия».) Поспорив с Фатьяновым часа два, мы нашли наконец компромиссное решение. Через несколько дней Всесоюзное радио уже передавало эту песню, и начиналась она, вопреки традиции, с припева:
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят…
Во втором куплете, вняв совету генерала Соколова, мы слегка отредактировали текст, который приобрел такой вид:
Но что война для соловья -
У соловья ведь жизнь своя!
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зеленый над прудом,
Где соловьи всю ночь поют.
А в доме том солдата ждут…
Но мне, да и Фатьянову, уж очень нравилось слово «ребята». Не могли мы от него начисто отказаться. И вот после третьего, заключительного куплета:
Когда последний кончен бой,
Уж так назначено судьбой -
Вернуться в дом родной опять,
Свою любимую обнять,
На землю-мать прилечь, вздремнуть,
Солдатский вспомнить трудный путь, -
мы вернулись к первоначальному варианту. Песня кончалась так:
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.
Это была дань генералу. Но затем, в рефрене, следовали строки:
Соловьи, соловьи, не тревожьте ребят,
Пусть ребята немного поспят.
Когда через несколько дней я приехал в одну из воинских частей и начался концерт, из «зала» дружно крикнули: «Соловьи»!
Песня быстро докатилась до передовой…».
***
Музыка: В. Соловьев-Седой Слова: А. Фатьянов
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.
Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна -
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.
Но что война для соловья!
У соловья ведь жизнь своя.
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зеленый над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.
А завтра снова будет бой, -
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, недолюбив,
От наших жен, от наших нив;
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.
Соловьи, соловьи, не тревожьте ребят,
Пусть ребята немного поспят.
Казалось бы, дата написания песни установлена с точностью до дня, но, тем не менее, в воспоминаниях многих участников войны говорится о том, что «Соловьи» звучали на фронте много раньше, чуть ли ни с самого её начала. Как же это могло произойти? К сожалению, почти ничего не известно о фронтовых буднях Фатьянова, но хорошо известно, что Алексей Иванович был не только поэтом. Он окончил студию Алексея Дикого при театре ВЦСПС и театральную школу им. А.Д. Попова при Центральном театре Красной Армии, выступал на сцене этого театра. В театральных ролях проявились незаурядные способности актёра к исполнению песен, абсолютный музыкальный слух и точная интонация обратили на себя внимание признанных мастеров этого жанра. Фатьянов не только хорошо пел, но и играл на рояле. Свои песни поэт приносил композиторам не только в виде стихов, но и с предложениями по мелодии будущего сочинения.
Неудивительно, что боец Фатьянов скрашивал воинский досуг своими песнями и на определённый мотив пелись и «Соловьи». Это и осталось в памяти фронтовиков…
Вот и Сталин в годы Великой Отечественной войны заметил американскому послу А. Гарриману по поводу того, за кого воюют советские люди: «Вы думаете, они воюют за нас? Нет, они воюют за свою матушку - Россию». На параде Победы 24 июня 1945 г. советская армия шла в царской военной форме, под звуки «Славься» Глинки – см. видео: http://youtu.be/CD0Jw8gKyWk (17:05).
Решение о проведении Парада Победы было принято Сталиным в середине мая 1945-го, практически сразу после разгрома последней оказывающей сопротивление группировки немецко-фашистских войск 13-го мая: http://expertmus.livejournal.com/36438.h
Первый Парад в честь Победы СССР в Великой Отечественной войне начался на Красной площади 24 июня 1945 г. в 10 часов утра, почти все это время лил дождь, временами переходящий в ливень, что зафиксировали кадры кинохроники (цветной документальный фильм Ефима Учителя, снятый на киностудии ЦСДФ в 1945 г.). Участвовало в Параде около 40 000 человек. Жуков и Рокоссовский выехали на Красную площадь на белом и вороном конях соответственно. Сам Иосиф Виссарионович с трибуны Мавзолея Ленина лишь наблюдал за Парадом. Сталин стоял на трибуне мавзолея слева, уступив середину фронтовым генералам - победителям. На трибуне также присутствовали Калинин, Молотов, Будённый, Ворошилов и другие члены Политбюро ЦК КПСС. Впереди марширующих колонн фронтов шли командующие фронтами и армиями с шашками наголо. Знамена соединений несли Герои Советского Союза и другие орденоносцы.
За ними двигалась колонна солдат особого батальона из числа героев Советского Союза и других особо отличившихся в боях солдат. Они несли знамена и штандарты поверженной фашистской Германии, которые бросили к подножью Мавзолея и подожгли…
Попытки переписать историю Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и обелить таких военных преступников, как генерал Власов, поднявших оружие против своего народа, вынуждают напомнить о той трагедии, которая коснулась каждой нашей семьи «22 июня, ровно в 4 часа»...
Не в меру зажравшимся согражданам из числа сторонников оо. Георгия Митрофанова (http://youtu.be/5938Ts1BmEw) и Петра (Мещеринова), рассуждающим о «промыслительности» фашистской агрессии и оправдывающим любой коллаборационизм в прошлом и будущем, не лишним будет напомнить о соборном определении Русской Православной Церкви 1943 г. с осуждением всех предателей нашей Родины: «Среди духовенства и мирян находятся такие, которые, позабыв страх Божий, дерзают на общей беде строить свое благополучие: встречают немцев, как желанных гостей, устраиваются к ним на службу и иногда доходят до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например, партизан и других, жертвующих собою за родину. Услужливая совесть, конечно, всегда готова подсказать оправдание и для такого поведения. Но иудино предательство никогда не перестанет быть иудиным предательством. Как Иуда погубил свою душу и телом понес исключительное наказание еще здесь, на земле, так и эти предатели, уготовляя себе гибель вечную, не минуют и каиновой участи на земле. Святая Православная Церковь, как русская, так и восточная, уже вынесла свое осуждение изменникам христианскому делу и предателям Церкви. И мы, сегодня, собравшиеся во имя Отца, Сына и Святаго Духа, подтверждаем это осуждение и постановляем: всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик - лишенным сана. Аминь».
Демагогия нынешних иуд базируется на подтасовке архивных материалов, поэтому лучшим обличением их лжи будут документы кинохроники «Nazis Invasion On Russia»: видеоряд содержит редкие документальные кадры из мирной русской жизни перед оккупацией, военную кинохронику, подписание Молотовым Пакта о нейтралитете между СССР и Японией от 13 апреля 1941 г. (звук), выступление русского посла Уманского (Washington, DC) с изложением позиции нашего правительства по вероломному нападению фашистской Германии, заявление госсекретаря США Sumner Welles о стремлении американской администрации остановить гитлеризм, уникальные записи американских звезд театра и кино начала 1940-х гг. (и даже куклы Donald Duck) на благотворительном марафоне в Канаде в пользу военного займа.
Легендарная Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе всей Второй Мировой войны. Именно в 1943 г. произошли события, которые иначе как вмешательством промысла Божия не назовешь. 6 января 1943 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О введении новых знаков различия для личного состава Красной Армии», в котором было сказано «удовлетворить ходатайство Народного комиссариата обороны и ввести, взамен существующих, новые знаки различия – погоны для личного состава Красной Армии». За основу взяли галунные и полевые погоны царской армии, причем чтобы возродить технологию изготовления золотых лент, разыскали старых мастеров. В первомайском приказе Наркома обороны 1942 г. впервые было реабилитировано «контрреволюционное» звание «офицер», которое было узаконено июльскими и августовскими указами Президиума Верховного Совета СССР 1943 г.
Следует заметить, что в целом ряде работ «гуляет» одна и та же ошибка, будто «погоны Сталин ввел после Сталинграда» (В.Суворов и др.). На самом деле новая система воинских знаков различия разрабатывалась уже в 1942 году, и первоначально планировалось, что изменения коснутся лишь представителей командного состава, но по личному указанию Сталина погоны появились у всех: http://expertmus.livejournal.com/36438.h
Reds rout Nazis (1943)
«Годы Великой Отечественной войны - годы духовного возрождения нашего народа ПОСЛЕ долгих лет господства безбожного режима. Символично, что победа над фашизмом была дарована именно в День памяти Георгия Победоносца 6 мая 1945 г.» (Святейший Патриарх Алексий II, † 2008)
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2013.
Комментариев нет:
Отправить комментарий