Кондак, глас 5: Душ наших чувствия очистивше, / узрим на иконе таинство преславное, / Творца Вселенныя и Господа вышних сил, / во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, / и, со страхом и радостию поклоняющеся Тебе / и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: // радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице.
Молитва
Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих: зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа: аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов м дщерей человеческих зриши: темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице: нас грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и состадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившыя их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави, даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающыя их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающыя нас болезни скоро исцели, належащыя на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих, услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших, вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную Надежду рода нашего, во веки веков.
#Музей имени Андрея #Рублева. Известный русский исследователь профессор Олег Германович Ульянов, ученый с мировым именем, во время своего натурного изучения фресок в римских катакомбах в 1996 году сделал сенсационное открытие: https://www.academia.edu/25206747/The_picture_Madonna_Litta_of_Leonardo_da_Vinci_and_the_most_ancient_image_of_the_Virgin_in_the_Catacombs_of_St._Priscilla_Rome_
Впервые об этой сенсации было сообщено в передаче, посвященной Леонардо да Винчи, в «Библейском сюжете» (2006) на ТВ: «не так давно, точнее, в девяностые годы прошлого века, русский ученый и церковный археолог профессор О.Г. Ульянов изучал фрески в катакомбах Святой Присциллы в Риме (интервью с ученым можно прочитать на сайте Страна.ру). Среди катакомбных фресок имеется изображение Девы Марии с Младенцем, являющееся, по всей видимости, древнейшим изображением Богоматери в мировой живописи. Русского ученого поразило ее совпадение с композицией «Мадонны Литта». Как у Леонардо, кормящийся Младенец оглядывается и смотрит на зрителя»: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/05/23/leonardo_povtoril_chuzhoe_otkrytie
Cенсация о Леонардо да Винчи: научное открытие проф. О.Г. Ульянова («Мадонна Литта» и катакомбы): https://youtu.be/mDKCQVqo0bw
aretania (06 декабря 2010):
«здоровское наблюдение
в такие моменты начинаешь любить искусствоведов, а потом узнаешь, что автор наблюдения ни фига не искусствовед, а заведующий сектором церковной археологии в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева, Олег Германович Ульянов
вот так вот
(наверху - древнейший образ Богоматери II века из римских катакомб Святой Присциллы, внизу - да винчи)»
Оксана Копенкина (17.03.2017):
«нет сомнений, что Леонардо был в этих катакомбах. Их вновь открыли при его жизни.. Дева Мария на одной из стен катакомб очень похожа на Мадонну Литту. Много совпадений. То, как мать держит ребёнка. Как ребёнок сосет грудь и смотрит в сторону зрителей. Даже наклон головы Мадонны такой же.
А рядом стоит святой Иоанн Креститель и указывает пальцем на звезду. Его жест похож на жест со знаменитой картины Леонардо “Иоанн Креститель”. Если обе картины поставить рядом, то как раз получается роспись из Римских катакомб».
«В Эрмитаже подменили картину Леонардо Да Винчи
Подмена была обнаружена главным хранителем отдела итальянского искусства музея Лютостанским А.Н. Совершая ежедневный утренний осмотр залов музея, он обнаружил, что на картине великого мастера «Мадонна Лита» на руках у Мадонны вместо младенца оказалось отвратительное чудовище. Спектрографический анализ показал, что изображение монстра сделано в XV веке, в год, когда и было создано одно из самых известных полотен Великого Леонардо.
О поисках картины и злоумышленника поклонники интеллектуального детектива могут прочитать в романе известной питерской писательницы Натальи Александровой «Ад Да Винчи». Сюжет романа непосредственно связан с таинственной историей одного из самых известных полотен великого Мастера - «Мадонна Лита». Вокруг прекраснейшего живописного изображения Богоматери с Младенцем споры не утихают по сей день. В том числе некоторые эксперты склонны ставить под сомнение авторство Леонардо, считая творение плодом работы учеников маэстро. Однако, согласно гипотезе ученого и церковного археолога О.Г. Ульянова, заведующего сектором церковной археологии Центрального музея Андрея Рублева, картина, несомненно, принадлежит кисти Да Винчи, вдохновленного древнейшим в мировом искусстве изображением Богоматери - фреской, расположенной в катакомбах Святой Присциллы в Риме»: https://www.pravda.ru/news/culture/20-10-2005/65238-0/
***
Напомним, что празднество иконе Божией Матери, именуемой «Млекопитательница» совершается 12/25 января, и 10 лет назад в 2009 г. именно в этот день Архиерейским Собором РПЦ в Москве будущий Патриарх Кирилл был избран одним из трёх кандидатов на Московский патриарший престол, получив 97 голосов из 197 действительных бюллетеней для голосования. Через день, 27 января 2009 г., Поместным Собором РПЦ он был избран Патриархом Московским и всея Руси, набрав 508 голосов из 677: http://expertmus.livejournal.com/51380.html
На Пасхальном богослужении в ночь с 3 на 4 апреля 2010 г. присутствовали Президент России Д.А. Медведев с супругой С.В. Медведевой, а также председатель Правительства России В.В. Путин. Поздравляя Предстоятеля с Пасхой Христовой, Президент Д.А. Медведев передал в дар Патриарху Кириллу икону Божией Матери «Млекопитательница». Вызывает немалое удивление, что этот дар обошли полным молчанием не только светские СМИ, но и практически все церковные журналисты, освещавшие Пасхальное богослужение: https://expertmus.livejournal.com/54389.html
Между тем, сам по себе факт такого подношения Патриарху Кириллу весьма знаменателен. Таким образом, своим даром президентская чета хотела подчеркнуть, сколь важным было данное событие. Более того, поднесенная в дар Патриарху Кириллу икона представляет собой список с чудотворной иконы Богородицы «Млекопитательницы», хранящейся в хиландарской келье «Типикарница» в Карее на Святой горе Афон (см. илл.).
Изображение Марии, кормящей грудью Младенца Христа, известно уже в раннехристианском искусстве (Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. 1. СПб., 1914. С. 20-25, 87-90, 255-257). Особой популярностью эта композиция пользовалась в поствизантийской и итало-критской живописи. На Руси подобная иконография стала известна на рубеже XIV-XV вв., но широкое распространение она получила лишь с XVII в., когда формируется устойчивый извод изображения Младенца полулежащим на коленях Девы Марии, фигура которой представлена поколенно, а непокрытые чепцом волосы распущены под мафорием. Подобные Богородичные иконы назывались «Типикарница», «Барловская», «Блаженное чрево» и «Млекопитательница» (Сычев Н.П. Икона Божьей Матери Млекопитательницы из собрания Лихачева // Сычев Н.П. Избранные труды. М., 1977. С. 45). Афонская икона Божией Матери «Типикарница» была названа так от кельи, где хранился Типик свт. Саввы Сербского (Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб.,1902. С. 172-174), и ей также посвятил монографическое исследование наш коллега проф. Олег Германович Ульянов: Ульянов О.Г. Афонская икона Богородицы «Типикарница» // XI Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ. М., 2001.
Согласно принятой традиции, все вновь написанные списки с этого чудотворного образа на время поставляются под самой иконой в афонской келье «Типикарница» (см. илл.), что произошло и с иконой «Млекопитательницы», поднесенной в дар Патриарху Кириллу Президентом России Д.А. Медведевым:-)
Легенда содержит рассказ из Деяний св. Иоанна Дамаскина (680–749) и Жития св. Саввы Сербского, который был основателем первого Хиландарского собора (1199). Рассказ, почерпнутый из Жития св. Саввы Сербского, повествует, что в 1219–1235 гг. святой, будучи архиепископом сербским, посещает Палестину, где в Лавре св. Саввы получает в благословение от братии две иконы: Троеручицу св. Иоанна Дамаскина (или копию с нее) и Млекопитательницу. По возвращении он основывает на Афоне в Карее скит св. Саввы Иерусалимского, куда вкладывает образ Млекопитательницы (Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 172–173), а Троеручицу берет с собою в Сербию: https://expertmus.livejournal.com/34772.html
История иконы.
«Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая»[13].
Первообраз Божией Матери «Млекопитательница» — единственной православной иконы, изображающей Богородицу, кормящей Божественного Младенца, в настоящее время находится на Афоне, в церкви Карейской келии, принадлежащей Хиландарскому монастырю. По устному преданию обители, эта икона некогда пребывала в основанном Саввой Освященным монастыре, располагавшемся в 18 км от Иерусалима. В 532 году великий основатель Лавры на Востоке святой Савва пророчески завещал братии передать икону «Млекопитательница» в благословение сербскому царственному паломнику-богомольцу, носящему то же имя, что и он — Савва. Через шесть столетий исполнилось пророчество преподобного Саввы, когда в Палестину на поклонение явился подвижник, сын сербского короля Стефана Немани, принявший постриг в русском монастыре св. Пантелеимона на Афоне с именем Савва. По преданию, когда он молился своему небесному покровителю святому Савве Освященному, то стоявший у гроба игуменский жезл преподобного неожиданно упал, а икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» несколько раз наклонилась. Монахи Лавры, расценив эти знамения как знак исполнения древнего пророчества, отдали Савве Сербскому завещанную ему чудотворную икону вместе с другой иконой Божией Матери — «Троеручицей», а также и игуменский жезл. Об этом акте упоминается также в акафисте к иконе «Млекопитательница»: «Первосвятитель Сeрбский Сaвва благоговейно прият чудотворную икону Твою «Млекопитaтельницу», Богородице Дево, от рyк преподобных отцев Великия Лaвры великаго во отцех Сaввы Освящeннаго, по его же завету икона сия от них ныне ему даровaся»[14].
Позже эти святыни св. Савва передал в Сербский Хиландарский монастырь на Святой Горе Афон, который они восстановили вместе со своим отцом Стефаном, в монашестве Симеоном. А икона «Млекопитательница» была установлена в церкви при приписанной к Хилендару Карейской келье в столице Афона, которая впоследствии была названа Типикарницей. Здесь святой Савва написал особый устав (Типик), согласно которому монах, подвизающийся в келье, должен прочитывать каждый день всю Псалтырь, принимать пищу один раз в день. Важно отметить, что икону святитель поставил не по левую сторону от царских врат, а по правую, где обычно располагают иконы Спасителя, показывая особенность богословского смысла этого образа[15]. В данной иконе мы имеем единственный случай, когда иконописец посмел отразить кормление Богомладенца от груди Пречистой Матери. Обычно перед этой иконой христиане молятся от бесплодия, о помощи в родах и благополучном вскармливании младенцев. Однако богословское обоснование этого образа гораздо глубже.
Богословский смысл иконы.
В акафисте иконе «Млекопитательница» есть такие слова: «Разум человеческий превосходит вeлие тaинство воплощeния от Тебе, Богородице, Единаго от Троицы, Христа Жизнодaвца»[16]. Эти стихи подтверждают, что воплощение Бога от Девы превосходит человеческий разум. Один из важнейших догматов Православной Церкви — догмат о воплощении Сына Божия. В Символе веры, принятом Первым Вселенским собором в Никее в 325 году, написано: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Но в середине V века возникла ересь монофизитов, отвергающих человеческую природу Спасителя, и появившаяся в Лавре Саввы Освященного икона «Млекопитательница» именно в это время стала защитницей и зримым воплощением учения Церкви о соединении двух природ во Христе: ««…последуя святым отцам, все согласно поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах: неслитно (ἀσυγχύτως), неизменно (ἀτρέπτως), нераздельно (ἀδιαιρέτως), неразлучно (ἀχωρίστως)»[17].
Списки «Млекопитательницы» в России.
К сюжету на иконе также можно отнести и евангельские строки: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11:27.). Именно эти строки из Евангелия от Луки послужили наименованием иконы «Блаженное Чрево», списка с иконы «Млекопитательница», пришедшей в Россию. Согласно сказанию из рукописного сборника 1714-1716 гг., икона была принесена в Москву в 1392 г. из «Бара града Римския области», где она стояла при гробе свт. Николая, архиеп. Мирликийского; ее доска была сделана из «чудных разных многих древес»[18]. Икона «Млекопитательница» или «Блаженное Чрево» находилась в Благовещенском соборе до 1924 года; дальнейшая ее судьба неизвестна.
«Млекопитательница» – Минская.
В 1650 году в 20-ти верстах от Минска в урочище Крестогорск на высоком дереве была обретена икона «Млекопитательница». На месте явления иконы вскоре был выстроен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, а икона была помещена над царскими вратами. Для почитания иконы был устроен механизм, который опускал икону вниз.
«Блаженное Чрево — Хабаровская».
К 400-летию со дня рождения Ерофея Павловича Хабарова в 1664 году была написана икона Божией Матери «Блаженное Чрево — Хабаровская». В этот год иконописец Иван Авксентиев делает список с древней Барловской иконы XIV века и на нижнем поле помещает надпись: «…году генваря списан сий образ с чудотворнаго образа греческого письма зовется Хабаровская, а стоит против царского места на аналое Благовещения Пречистыя Богородицы у государя на сенях, а списал архиепископа Рязанского Илариона иконописец Иоанъ Авксентиевъ». Сейчас она находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
«Млекопитательница» Тобольская
В 1712 митрополит Иоанн (Максимович) привозит в Тобольск иконы: копию с Черниговской Божией Матери Ильинской на полотне, хранившейся в Тобольском кафедральном соборе, и икону Богоматери «Млекопитательницы».Как отмечает преподаватель Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, Новосибирска Т.В. Прохорова[19], «в Сибири известны две иконы с таким сюжетом: икона Богоматери Млекопитательницы из Иркутского художественного музея и образ Млекопитательницы из Воскресенского собора г. Семипалатинска (ныне г. Семей, Восточный Казахстан). Икона из Иркутского художественного музея и образ из Семипалатинского Воскресенского собора, скорее всего, являются списками, выполненными с различных оригиналов и отражают тенденции развития иконописи в Западной и Восточной Сибири в XVIII – XIX вв.»[20].
Можно упомянуть и другие известные списки икон «Млекопитательница»
1)Икона «Богоматерь Блаженное Чрево». Кон. XVI — нач. XVII в. Оружейная палата
Государственного музея Московского Кремля.
2) Икона «Богоматерь Млекопитательница». Кон. XVII – нач. XVIII в. Древнерусская коллекция Георгия Костаки в Музее им. Андрея Рублева. Москва.
3) Икона «Богоматерь Млекопитательница». XVIII в. Россия. Церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии, Троице-Сергиева Лавра.
4) Икона Млекопитательница XV век. Италия. Патриарший музей церковного искусства в храме Христа Спасителя.
С Афона в Россию. 19 век
В 1894–1896 гг. архимандрит Гавриил возвел на Ильинском подворье в Одессе великолепный трехпрестольный храм в византийском стиле. Главный престол в нем был освящен во имя чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница». В настоящее время в Одессе находятся два списка «Млекопитательницы». Один, привезенный преподобным Гавриилом Афонским, находится в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре. Справа и слева на рамке иконы находятся редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богородицы. Второй список, аналойная икона Божией Матери «Млекопитательница», находится в Ильинском соборе этого же монастыря, с надписью: «Варваре Ивановне Туробовой в память закладки храма Пр. Илии от настоятеля Афонского Ильинского скита Архимандрита Гавриила 10 ноября 1894 г.». В 1894 г. настоятель скита отец Гавриил, преподнес список «Млекопитательницы» афонской работы в храм Богоявления, что на Елоховом поле, где сейчас в главном приделе московского Богоявленского собора хранится эта икона с надписью: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память двухмесячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы „Млекопитательница“, принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».
«Млекопитательница»Тульская. 1859 год
Василий Иванович Макарухин, позже прославленный в лике святых, преподобный Варсонофий, после поклонения в Москве иконе «Млекопитательница» решил основать в Туле Богородичный Щегловский мужской монастырь в честь этой иконы. Все свое большое состояние он передает на богоугодное дело — построить монастырь в честь этой иконы. Для монастыря он заказывает список с чудотворной Афонской иконы с надписью: «Сей святой образ написан и образ устроен в Москве в город Тулу во вновь устроенный мужской монастырь, что в Щеглове, 1859 года июня 29 дня».
Сейчас списки иконы «Млекопитательница» можно увидеть во многих храмах России и зарубежья. На отдельных списках иконы «Млекопитательница» могут быть начертаны по-гречески и в славянском переводе слова тропаря: «Радуйся, Владычице, жизни нашей Питательнице, млеком своим Господа, яко Младенца, питавшая!».
Католическая традиция.
В латинской традиции Maria Lactans (лат. Мария Кормящая) или Virgo Lactans (лат. Дева Кормящая) — термин в искусстве, обозначающий изображения Девы Марии, кормящей Младенца Христа у груди. Изображения кормящей Мадонны были популярны со времен раннего христианства до тех пор, пока папа Римский Павел IV не счел неблагопристойным оголение груди Девы Марии. Во время одной из сессий Тридентского собора (1545-1563) были запрещены изображения обнаженного тела в церковном искусстве.
Богоматерь Млекопитательница в Италии известна как икона «Madonna di San Guglielmo»; Италия. Сиена; XII в.; местонахождение: Италия. Меркольяно
(итал. Mercogliano). Музей аббатства Монтеверджине (Santuariodi Montevergine). В базилике Сан-Джованни-Эванджелиста в Равенне сохранилось мозаичное изображение Девы Марии «Млекопитательницы» начала XIII века. Известна икона Maria Lactans XIII в., находящаяся на юге Италии. Местонахождение — Аверса (пров. Казерта), церковь св. Франциска. В кафедральном соборе Козенцы, носящего имя Санта Мария Ассунта, находится икона Богородица дель Пилерио. (Южно-итальянский мастер, 2-я пол. 13 в. Казенца. Национальная галерея). В начале первой половины XIV века изображение Пресвятой Девы, кормящей грудью младенца Иисуса, также можно было видеть в храмах Тосканы и Флоренции.
Можно упомянуть известных художников эпохи Возрождения, это Барнаба да Модена. (Мадонна с младенцем. 1370—1375) и Соларио Андреа. (Кормящая Мадонна с зеленой подушкой. 1507-1510). Оба шедевра находятся в Парижском Лувре. Католической святыней является также и Молочная Пещера (Milk Grotto) в Вифлееме. Именно в ней, по преданию, останавливалось Святое Семейство во время бегства в Египет. В V веке здесь существовал храм, на остатках которого сейчас стоит церковь ордена францисканцев. Множество благодарных родителей оставляют здесь фотографии своих детей, вымоленных у иконы «Млекопитательница» в Молочной Пещере.
И хотя одним из первых изображений Богородицы «Млекопитательница» является фреска, нарисованная на потолке в катакомбах над могилой святой Присциллы в Риме (датируется 225 г.). Она представляет собой изображение Приснодевы Марии, кормящей Богомладенца, сидящего на Её пречистых руках. В левой части композиции изображение святого пророка, указывающего на Вифлеемскую звезду. Но наиболее известным в мире изображением Девы Марии, кормящей грудью младенца Иисуса, является картина «Мадонна Литта» великого итальянского художника и ученого Леонардо да Винчи (1452—1519). Именно по изображению на этой фреске известный специалист по церковной археологии проф. Олег Германович Ульянов в своей работе, посвященной 550-летию со дня рождения Леонардо да Винчи, сделал удивительное наблюдение, что «композиция «Мадонны Литта» полностью, особенно в постановке фигуры Богомладенца, совпадает с фреской, которая является древнейшим в мировом искусстве изображением Богоматери, расположенным в катакомбах святой Присциллы в Риме. Повторено все, даже прическа Богомладенца, и то, как Он обхватывает правой рукой грудь Богоматери, как Он к ней припадает, как поддерживает Богоматерь Его курчавый затылок»[21].
Можно добавить, что проф. Олег Германович Ульянов в 2000-2004 гг. возрождал церковно-археологический музей в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой горе Афон.
Заключение
Мысль отца Павла Флоренского об иконе, как о границе двух миров «видимого и невидимого», о той разделяющей и в тоже время соединяющей точке, которая как «облако свидетелей» (Евр. 12:11) постоянно возвещает духовному взору тайну Божьего присутствия. Христиане всегда рассматривали иконопись как самое совершенное из искусств. Об этом писал ещё князь Евгений Трубецкой: «Икона всегда была прекрасным, образным выражением глубокой религиозной мысли и глубокого религиозного чувства русского народа»[22]. Красота Божьего замысла в иконе всегда вызывает в памяти бессмертные слова Ф.М. Достоевского: «Красота спасёт мир». Так было всегда, когда источником вдохновения человека была молитва, молитва перед чистыми и светлыми образами Пречистой Девы Марии.Можно отметить, что хотя восточная традиция почитания иконы «Млекопитательница» и отличается от западной, но при этомсам богословский смысл иконы не меняется. Начиная от фрески в катакомбах Рима, пройдя через Святую Землю до Афона, вспыхнув неугасимо в эпоху Возрождения, и напоследок освятив землю Русскую – этот образ навсегда соединил в себе любовь всех христиан к Деве Марии. И как солнце от Востока до Запада,икона Божией Матери «Млекопитательница» согрела сердца верующих людей всего мира.
Закончить повествование о чудотворной иконе «Млекопитательница» на Афоне и фреске, находящейся в катакомбах над могилой святой Присциллы в Риме, можно словами известного сербского философа и писателя, созерцателя и афонского странника Павле Рака: «Сегодня самое главное на Афоне(и в других святых местах, прим. авт.) остаётся прежним. Но это совсем не его старина, и не его красоты, даже не его святыни, а то, к чему и красоты и святыни должны нас привести: к пониманию того, что мы удалились от той первозданной красоты облика и подобия, по которым мы сотворены. И что мы должны постараться возобновить Божию икону в нас»[23].
*Доклад Патрикеева О.В. на Международной научной конференции «Афон – Светоч Православия. Взаимодействие культур» печатается по дипломной работе Патрикеева О.В. СПБДА 2017.
Программа конференции — http://artsacademy.ru/additionally/news/698/
[12]Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т. 14. СПб., 1830. С. 284-287, 289-294.
[13]Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Млекопитательница».
[14]Там же: Кондак 4.
[15]Более подробно см.: Вышний Покров над Афоном. М. 1902, С. 54.
[16]Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Млекопитательница».
[17]ACO.T. 2. Vol. 1(2).P. 129-130; Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. С. 48.
[18]Щенникова Л.А. Блаженное Чрево // Православная энциклопедия. Том V. М., 2002. С. 346.
[19]ПрохороваТатьянаВикторовна, кандидат искусствоведения, доценткафедры Рисунка и живописи.
[20]Прохорова Т.В. Сибирские иконы Богоматери Млекопитательницы // Журнал«Мир Науки, Культуры, Образования», № 2 (27) 2011, С. 18.
[21]Ульянов О.Г. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах св. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Вып. 7. М., 2003. С. 336-348.
[22]Трубецкой Е. Три очерка о Русской иконе. М. 1991, С. 105.
[23]Рак Павле. Приближения к Афону. М., 2010, С. 8.
Опубликовано: http://св-троица.рф/25-yanvarya-den-prazdnovaniya-ikony-bozhiej-materi-mlekopitatelnitsa/
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество – сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html
#МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #Млекопитательница #Леонардо #икона #иконография #rublevmuseum
Комментариев нет:
Отправить комментарий